Окаменевшая Зоя: религиозный миф или реальное чудо стояния. Стояние Зои Карнауховой

Девушка из Куйбышева (ныне Самара) разозлилась на жениха и пустилась в пляс с иконой. После чего… застыла, как глыба льда, на месте и простояла так 128 дней. Рассказы об этом Божьем возмездии передаются из уст в уста уже сорок лет.

Четырнадцатого января 1956 года в день старого Нового года молоденькая работница завода Зоя решила устроить вечеринку. Молодежь разделилась на пары и принялась танцевать. А сама Зоя сидела в печальном одиночестве, дожидаясь жениха Николая. Тут взгляд ее упал на божницу, и она, с досады схватив икону святителя Николая Чудотворца, крикнула друзьям: «Раз мой Николай не пришел - возьму этого Николая».

На увещевания подруг не делать греха она ответила: «Если есть Бог, пусть он меня накажет». И стала отплясывать с иконой в руках. Вдруг в комнате раздался невообразимый шум, вихрь, засверкали молнии… Все в ужасе бросились вон. А когда опомнились - увидели застывшую посредине комнаты Зою - холодную, как мрамор, окаменевшую.

Видео: Стояние Зои — Окаменевшая девушка

Прибывшие медики пытались сделать ей укол от столбняка, но иглы не смогли проткнуть кожу - гнулись и ломались. Сама Зоя, однако, была жива: билось сердце, прощупывался пульс. Вернувшаяся мать Зои от увиденного потеряла сознание и едва не лишилась рассудка. Узнав о происшедшем, толпы людей стали собираться возле злополучного дома, так что власти выставили у дверей милицейский кордон.

Часто в рассказах о Зое фигурирует иеромонах Серафим из Глинской пустыни, который, приехав под Рождество, отслужил возле девушки молебен и освятил комнату. После чего смог взять из ее рук икону и предсказал день, когда ей даруется прощение.
Народная молва утверждает, что, простояв 128 дней, Зоя очнулась, мышцы ее размягчились, ее уложили в кровать. После чего она покаялась, призвала всех к покаянию и мирно отошла ко Господу.

ПАНИКА В ОБКОМЕ

Из стенограммы 13-й Куйбышевской областной конференции от 20 января 1956 года. На вопросы делегатов отвечает первый секретарь Куйбышевского обкома КПСС товарищ Ефремов:

«Записок по этому поводу пришло штук двадцать. Да, произошло такое чудо, позорное для нас, коммунистов, явление. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь, и одна охальница стала танцевать с иконой и окаменела. Начал собираться народ потому, что неумело поступили руководители милицейских органов. Видно, и еще кто-то приложил к этому руку. Тут же поставили милицейский пост. А где милиция, туда и глаза. Мало оказалось милиции… выставили конную милицию. А народ - раз так, все туда…

Некоторые додумались даже до того, что предложили послать туда попов для ликвидации этого позорного явления. Бюро обкома порекомендовало бюро горкома виновников строго наказать, а товарищу Страхову (редактор областной партийной газеты «Волжская коммуна». - Ред.) дать разъясняющий материал в газету в виде фельетона».

Скандалу в обкоме было от чего разразиться. Все случившееся настолько поразило жителей Куйбышева и области, что в церкви потянулись толпы народу. Для отправления обряда крещения у священников не хватало нательных крестиков…

Видео: Великое чудо – Стояние Зои в 1956 Самара

СОСЕДИ: НИКОЛАИ СТАЛ РЕЦИДИВИСТОМ

Как выяснилось, в доме на Чкаловской, 84 в 1956 году жили вовсе не Зоя с матерью, а жених ее Николай и мать его Клавдия Петровна Болонки-на. После тех событий, как рассказывают знакомые Клавдии Петровны, она стала замкнутой. Через несколько лет переехала в Жигулевск, где и скончалась 20 лет назад.

Юный Николай сильно запил и пошел по скользкой дорожке. Несколько раз сидел в тюрьме, однажды бежал, и на него в том самом доме милиция устраивала засаду. В конце концов Николая как неисправимого алкоголика и рецидивиста выслали в сельскую местность, где он вскоре и умер.

КГБ: ЭТО БЫЛ СЛУХ

С помощью пресс-центра областного управления ФСБ удалось найти очевидца тех событий из КГБ.

Рассказывает Михаил Егорович Баканов:

«В то время я был старшим уполномоченным КГБ. Начальство послало меня разобраться в тот самый дом на Чкаловской. Там я увидел хитрецов, которые за червонец обещали провести желающих в дом и показать окаменевшую деву. Да им никто и не препятствовал войти. Я сам проводил в дом несколько групп любопытствующих, которые подтверждали, что ничего не видели. Но люди не расходились. И продолжалось это безобразие неделю. Уже не помню, разговаривал я с самой Зоей или нет. Столько лет прошло».

Другой очевидец, работник самарской «Инспекции труда» Валерий Борисович Котляров, считает все это выдумкой «церковников»: «Я тогда был мальчишкой. Нас, пацанов, в дом не пускали. А взрослых милиция заводила по 10 человек. Выйдя, они говорили: «Там никого нет». Но народ не расходился… Видел, как проезжал по улице грузовик с трубами и при развороте грузом покалечил несколько человек. А богомольцы судачили: «Это Божья кара…»

ЦЕРКОВЬ: СВЯЩЕННИКА К ЗОЕ НЕ ПУСТИЛИ

Воспоминаниями делится староста Вознесенского собора Андрей Андреевич Савин:

«Был я в то время секретарем епархиального управления. Звонит нашему епископу Иерохиму уполномоченный по делам религии Алексеев и говорит: «Надо в храме с амвона объявить народу, что на Чкаловской ничего не произошло». В ответ епископ попросил пропустить в дом настоятеля Покровского собора, чтобы он убедился во всем сам. Уполномоченный сказал: «Я перезвоню через два часа». А позвонил только через два дня и сообщил, что в наших услугах не нуждается. Так что из священнослужителей туда никого не пустили. Разговоры о том, что Зою посетил иеромонах Серафим, - неправда…

А толпе показывали маленькую пустую комнату и говорили: «Вот видите, там никого нет». Люди просили показать большую комнату. «Да у них там вещи свалены, нечего смотреть», - уверяли представители власти. В эти дни в городских трамваях трудились бригады комсомольцев, которые убеждали людей в том, что они были в доме и никакой застывшей девушки не видели».

БОГОМОЛКИ: МИЛИЦИОНЕР ПОСЕДЕЛ ОТ СТРАХА

Многим верующим в Самаре известна пенсионерка А. И. Федотова.

«В те дни возле дома Зои я была дважды, - рассказывает Анна Ивановна, - приезжала издалека. Но дом был окружен милицией. И тогда я решила расспросить обо всем какого-нибудь милиционера из охраны. Вскоре один из них - совсем молоденький - вышел из калитки. Я пошла за ним, остановила его: «Скажите, правда, что Зоя стоит?» Он ответил: «Ты спрашиваешь в точности, как моя жена. Но я ничего не скажу, а лучше смотри сама…» Он снял с головы фуражку и показал совершенно седые волосы: «Видишь?! Это вернее слов… Ведь мы давали подписку, нам запрещено рассказывать об этом… Но если бы ты только знала, как страшно мне было смотреть на эту застывшую девушку!»

ВРАЧИ: «ИГЛЫ ЛОМАЛИСЬ»

Отыскался и человек, поведавший о самарском чуде нечто новое. Им оказался уважаемый в Самаре настоятель Софийской церкви священник Виталий Калашников:

«Анна Павловна Калашникова - тетка моей матери - в 1956 году работала в Куйбышеве врачом «Скорой помощи». В тот день утром она приехала к нам домой и сообщила: «Вы тут спите, а город уже давно на ногах!» И рассказала об окаменевшей девушке. А еще она призналась (хотя и давала подписку), что сейчас была в том доме по вызову. Видела застывшую Зою. Видела икону святителя Николая у нее в руках. Пыталась сделать несчастной укол, но иглы гнулись, ломались, и потому сделать укол не удалось.

Все были потрясены ее рассказом… Анна Павловна Калашникова проработала на «Скорой» врачом потом еще много лет. Умерла в 1996 году. Я успел пособоровать ее незадолго до смерти. Сейчас еще живы многие из тех, кому она в тот самый первый зимний день рассказала о случившемся».

РОДСТВЕННИКИ: «ЗОЯ ЖИВА?»

В 1989 году в газете «Волжский комсомолец» вышла статья журналиста Антона Жоголева под названием «Чудо о Зое». Вскоре к Антону пришел пожилой мужчина, утверждавший, что в конце 50-х годов работал в цехе зеркал, расположенном напротив дома на Чкаловской. И его товарищи по работе первыми прибежали на крики молодежи о помощи еще до милицейского наряда. По их рассказам - бледное, как свеча, лицо застывшей отроковицы казалось жутким…

А потом Жоголеву позвонила… родственница окаменевшей Зои и сообщила, что… Зоя до сих пор жива. Много лет пролежала в психушке. Потом ее забрали родственники в Кинель, где она и живет под их присмотром. Очень боится вспоминать те жуткие дни. Да и родня до нее никого не допускает - чтобы не волновать.

«Я тут же отправился в Кинель, - рассказывает Жоголев. - Но родственники встретили меня враждебно. Они подтвердили, что их подопечная в 1956 году попала в психушку, но всякую причастность к самарскому чуду отрицали и выставили меня за дверь.

Так я до сих пор и не знаю: та ли это Зоя и насколько правдива сама история…» - недоуменно заключил Антон Евгеньевич.

Что ж, многоточие в истории о самарском чуде поставим и мы. Ведь любое чудо зиждется скорее на вере, нежели на доказательствах.

Фильм: Стояние Зои

Чего только в мире не случается! Достаточно открыть любой сайт и прочитать целый ворох мистических и загадочных историй - романтических или страшных, веселых или поучительных...

Всем эти истории хороши, вот только верится в них с трудом, потому что доказательств - никаких. Но однажды, 61 год назад, случилось поистине душераздирающее мистическое событие, которое нашло отражение и в газетах, и на ТВ. Оно даже получило название: стояние Зои. Было оно на самом деле, или нет, пусть каждый решит для себя сам...

История началась 31 декабря 1955 г. в Куйбышеве (ныне Самара). Известен даже точный адрес, по которому случилась эта более чем таинственная и совершенно необъяснимая с точки зрения физиологии история: улица Чкалова, 84.

В этом доме жила обычная семья: мать - Клавдия Болонкина, и ее сын. Правда, на тот момент он отбывал наказание в местах не столь отдаленных. По другой версии, уже освободился и решил устроить вечеринку. В числе гостей была и молоденькая работница трубного завода, комсомолка Зоя Карнаухова.

Болонкина просила сына не устраивать празднования - ведь Новый год падает на Рождественский пост, и веселиться в эти дни грешно. Но сын мать не послушал; та же к вечеру ушла в церковь.

За некоторое время до этого Зоя познакомилась с молодым практикантом Николаем, который ей очень понравился. То ли они просто встречались, то ли даже были женихом и невестой - разные источники говорят по-разному. Николая тоже пригласили, но он почему-то задерживался.

Когда после застолья начались танцы и все Зоины подружки танцевали с парнями, она сидела в одиночестве - ждала Николая. Через какое-то время Зое это надоело, она подошла к Красному углу, где висели иконы, взяла образ Николая Чудотворца и заявила: "Раз нет моего Николая, буду с этим танцевать!".

И хотя комсомольцам в те времена не пристало обращать внимания на всякие религиозные предрассудки, несколько человек ей все же сказали: "Зоя, так нельзя! Это грех!".

Но Зое уже было море по колено и она воскликнула: "Грех? Ну, если Бог есть, пусть он меня накажет!". Она взяла икону, прижала ее к груди и вошла в круг танцующих.

Дальше очевидцы событий рассказывают немного по-разному. Одни говорят, что случилось что-то невероятное - типа грома и молнии, другие - что не случилось ровным счетом ничего, но Зоя как вошла в круг танцующих - так и окаменела с иконой в руке.

Зоя стояла так, словно вросла в пол. Ее невозможно было сдвинуть с места, на ощупь она моментально стала холодной и твердой, словно камень. Руки так крепко держали икону, что разжать их не было никакой возможности.

Девушка не подавала никаких признаков жизни, даже не дышала. Только сердце еле слышно билось. Гости были в шоке, кто тут же поспешил домой, кто пытался привести Зою в чувство, кто побежал за врачом.

История быстро облетела город, в дом к Болонкиным приехала и милиция, которая, кстати, побоялась подойти к обездвиженной девушке, и "Скорая". Врачи разводили руками, не зная, как ей помочь. Пытались сделать Зое какой-то укол, но иглы ломались - они не входили в твердую, как камень, кожу.

Девушку пытались забрать в больницу - для наблюдений, но по-прежнему не могли сдвинуть ее с места. Даже просто поднять не могли - она словно приклеилась к полу. И ни на что не реагировала. Излишне говорить, что есть и пить она тоже не могла.

В первые дни дом был окружен множеством народа: приходили и приезжали издалека верующие, медики, духовные лица, просто любопытные. Но скоро по распоряжению властей помещение было закрыто для посетителей: подходы к дому перекрыли, и его стал охранять наряд милиционеров. А приезжим и любопытным отвечали, что никакого чуда здесь нет и не было.

Кто-то из священнослужителей сообщил о невероятном происшествии самому патриарху и просил его помолиться за Зою. Патриарх ответил: "Кто наказал, тот и помилует". Мать же Зои ходила по священникам и просила их сделать хоть что-нибудь.

Священники приходили, пытались забрать из окаменевших рук Зои икону. Но даже после чтения многочисленных молитв они не могли этого сделать.

В праздник Рождества приехал о. Серафим (в миру Дмитрий Тяпочкин, с 1970 г. - архимандрит Русской православной церкви), отслужил водосвятный молебен и освятил всю комнату.

После этого ему удалось забрать из рук Зои икону. На вопрос, когда же Зоя придет в себя, о. Серафим ответил: "Теперь надо ждать знамения в Великий день (то есть на Пасху)! Если же оно не последует, недалек конец мира".

Позже Зою посетил и митрополит Крутицкий и Коломенский Николай, который также отслужил молебен и сказал, что нового знамения надо ждать в Великий день (т.е. опять же на Пасху), повторив слова благочестивого иеромонаха.

Рассказывают, что перед праздником Благовещения (7 апреля) к охране, которая продолжала стоять вокруг дома, подошел некий благообразный старец и попросил пропустить его. Ему отказали.

Старец пришел на следующий день, но и другая смена его не пропустила. В третий раз, в самый день Благовещения, охрана его не задержала. Дежурные слышали, как старичок говорил Зое: "Ну что, устала стоять?"

Прошло какое-то время, старец все не выходил. Когда заглянули в комнату, его там не обнаружили. Все свидетели происшедшего убеждены, что это являлся сам Николай Чудотворец.

Как и было предсказано, Зоя простояла до самой Пасхи, т.е. 128 дней. В ночь на Пасху она громко вскрикнула: "Молитесь! Страшно, земля горит! Весь мир в грехах гибнет! Молитесь!"

С этого времени она начала оживать. Ее смогли уложить в постель, но она продолжала взывать и просить всех молиться о мире, гибнущем в грехах, о земле, горящей в беззакониях. На вопрос, как она выдержала эти дни без еды и кто ее кормил, она отвечала, что голуби.

История может показаться совершеннейшей выдумкой, тем более что 24 января 1956 г. в фельетоне "Дикий случай", опубликованном в городской куйбышевской газете "Волжская коммуна", было в красках описано, как весь город поверил в небылицу, которую придумала некая женщина, та самая Клавдия Болонкина.

Настоятель храма Казанской иконы Божьей Матери в селе Нероновка Самарской области о. Роман Державин утверждает: "Стояние Зои" - факт, который имел место на самом деле. Мне эту историю рассказывал мой отец". Далее о. Роман описывает историю, которую мы уже привели.

История эта наделала шуму не только в то время, когда случилась, - отголоски ее слышны до сих пор. В 2008 г. известная газета "Московский комсомолец", во времена перестройки и до нее имевшая прекрасную репутацию, а потом вдруг резко "пожелтевшая", разразилась разоблачительной статьей под вполне характерным для газеты названием: "Тайна Зойкиной квартиры".

В статье той рассказывается, что никакой окаменевшей Зои не было, что никакого чуда под новый 1956 г. в Куйбышеве не случалось, что все это выдумки пьющей старухи Клавдии, которая якобы брала по десятке за то, чтобы посмотреть на окаменевшую девушку.

Но если не было никакого "стояния", за какое зрелище Клавдия Болонкина брала по десятке?!

В другой статье, так же разоблачающей, было объяснено - зачем. Чтобы показать желающим, что в доме никто не стоит. Так и представляются толпы людей, платящих по десятке (это в те времена, когда кружка пива стоила 28 копеек), чтобы убедиться в том, что в доме нет никакой окаменевшей девушки.

Далее журналист договорился до того, что и историчность самого о. Серафима (Тяпочкина) под вопросом. Мол, не доказано, что такой вообще существовал! Хотя прекрасно известна его биография, есть его фотографии, даты рождения и смерти и даже памятник, открытый ему в селе Ракитное, где он прослужил 21 год. И куча солидных источников, в которых описывается его жизнь и служение.

Кстати, советская пресса тех лет также может служить источником сведений о "стоянии Зои". Отвечая на письма в редакцию, некий ученый подтвердил, что событие с Зоей действительно не выдумка, однако представляет собой случай столбняка, еще не известный науке.

Но, во-первых, при столбняке не бывает такой каменной жесткости и врачи всегда могут сделать укол больному; во-вторых, при столбняке можно переносить больного с места на место и он лежит, а ведь Зоя стояла, и стояла столько, сколько не по силам простоять даже и здоровому человеку, и притом ее не могли сдвинуть с места.

И, в-третьих, столбняк сам по себе не обращает человека к Богу и не дает откровений свыше, а благодаря Зоиному стоянию тысячи человек обратились к вере. Ясно, что не столбняк был тому причиной.

Когда спустя годы архимандриту Серафиму задавали вопросы о его встрече с Зоей, он всегда уклонялся от ответа. Вот что вспоминает протоиерей Анатолий Литвинко, клирик Самарской епархии.

"Я спросил о. Серафима: "Батюшка, это вы взяли икону из рук Зои?" Он смиренно опустил голову. И по его молчанию я понял: он. Батюшка скрывал это по своему смирению".

Да и власти могли вновь начать на него гонения (в 1940-1950 гг. о. Серафим отбывал срок за незаконные богослужения на дому, а потом еще 5 лет находился в ссылке) из-за большого притока паломников, желавших приложиться к чудотворной иконе святителя Николая, которая всегда была в храме, где служил о. Серафим. Со временем власти потребовали убрать икону, скрыть от народа, и она была перенесена в алтарь.

Была найдена и врач "Скорой", которая пыталась сделать Зое укол: Анна Павловна Калашникова. Она подтвердила, что вся история - чиста правда. И хоть она скончалась в 1996 г., осталось еще немало людей, кому она успела в тот самый первый день нового 1956 г. рассказать о случившемся.

А что же стало с Зоей? Тут достоверных сведений нет. Согласно одним данным, подвижность к ней вернулась, а рассудок - нет, и свои дни она окончила в психиатрической клинике.

Согласно другим она стала истово верующей и убеждала окружающих обернуться к Богу и молиться о мире. Свои дни она окончила в монастыре и тайно похоронена в Троице-Сергиевой лавре.

Третьи утверждают, что Зоя умерла на третий день после того, как пришла в себя от стояния.

По мотивам данной истории в 2001 г. творческая группа "35 мм" сняла документальный фильм "Стояние Зои". В 2009 г. был снят художественный фильм режиссера Александра Прошкина "Чудо". В нем снялись Константин Хабенский, Сергей Маковецкий и Полина Кутепова. Кадрами из этого фильма иллюстрирована данная статья.


В 2015 г. в издательстве Сретенского монастыря (Москва) вышла повесть протоиерея Николая Агафонова "Стояние", целиком посвященная Зоиному стоянию. Повесть, по словам автора, написана на максимально достоверном историческом материале, который он собирал долгое время.

А что же стало с домом №84 по улице Чкалова? Он на самом деле принадлежал Клавдии Болонкиной и после происшествия стал местом паломничества православных. В 2009 г. епархия обратилась к городским властям с просьбой об установлении памятного знака в честь самарского чуда.

В 2012 г. на улице Чкалова был установлен памятник Николаю Чудотворцу. Его установили перед домом №86, за которым в глубине квартала располагался дом семьи Болонкиных.

В мае 2014 г., 12 числа, дом сгорел. Во многих самарских СМИ высказывались версии о поджоге.

Так была или нет такая история? Сейчас вокруг нее развернулся ажиотаж не меньший, чем тот, что был в январе 1956 года. Находятся свидетели, которые говорят, что ничего такого не было, например, Ирина Николаевна Лазарева, заведующая отделом современной истории Самарского историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина. Правда, рассказ свой о том, "чего не было", она предваряет вот такой фразой: "В момент событий, происходивших в январе 1956 года в Куйбышеве вокруг дома № 84 на улице Чкаловской, мне было два года и один месяц. Так что лично ничего из этих событий я не помню, и знаю о них только по рассказам мамы, папы и бабушки".

Находится другой свидетель, запись беседы с которым якобы есть у журналиста. Правда, с прискорбием сообщается, что свидетель скончался, но также якобы утверждал, что все это неправда. Примерно одними же словами с работницей музея. Что якобы кто-то пустил в январе 1956 г. по Куйбышеву слух, слух разросся до масштабов массового психоза, и в итоге мы имеем то, что имеем.

Можно, конечно, предположить, что вся эта история - байки священников: для привлечения верующих. В одном из самарских храмов есть даже икона, навеянная стоянием Зои.

В принципе, от жадных до прибыли "святых отцов" всего можно ожидать, но куда в данном случае деть свидетелей, видевших своими глазами данный феномен?..


Эта история случилась в простой советской семье в городе Куйбышеве, ныне Самаре, в конце 50-х годов. Мать и дочь собирались встречать Новый год. Дочь Зоя, пригласила семь своих подруг и молодых людей на вечеринку с танцами. Шел Рождественский пост, и верующая мать просила Зою не устраивать вечеринки, но дочь настояла на своем. Вечером мать ушла в церковь помолиться.

Гости собрались, а Зоин жених по имени Николай еще не пришел. Его не стали ждать, начались танцы. Девушки и молодые люди соединились в пары, а Зоя осталась одна. С досады она взяла образ святителя Николая Чудотворца и сказала: «Возьму этого Николая и пойду с ним танцевать», - не слушая своих подруг, которые советовали ей не делать такого кощунства. «Если Бог есть, Он меня накажет», - бросила она.

Начались танцы, прошли круга два, и вдруг в комнате поднялся невообразимый шум, вихрь, засверкал ослепительный свет.

Веселье обратилось в ужас. Все в страхе выбежали из комнаты. Одна Зоя осталась стоять с иконой святителя, прижав ее к груди, - окаменевшая, холодная, как мрамор. Никакие усилия прибывших врачей не могли привести ее в себя. Иглы при уколе ломались и гнулись, как будто встречая каменное препятствие. Хотели взять девушку в больницу для наблюдения, но не могли сдвинуть ее с места: ее ноги были как бы прикованы к полу. Но сердце билось - Зоя жила. С этого времени она не могла ни пить, ни есть.

Когда вернулась мать и увидела случившееся, она потеряла сознание и была увезена в больницу, откуда возвратилась через несколько дней: вера в милосердие Божие, горячие молитвы о помиловании своей дочери восстановили ее силы. Она пришла в себя и слезно молилась о прощении и помощи.

Первые дни дом был окружен множеством народа: приходили и приезжали издалека верующие, медики, духовные лица, просто любопытные. Но скоро по распоряжению властей помещение было закрыто для посетителей. В нем дежурили посменно по 8 часов два милиционера. Некоторые из дежурных, еще совсем молодые (28-32-х лет), поседели от ужаса, когда в полночь Зоя страшно кричала. По ночам около нее молилась мать.

«Мама! Молись! - кричала Зоя. - Молись! В грехах погибаем! Молись!» О всем случившемся известили патриарха и просили его помолиться о помиловании Зои. Патриарх ответил: «Кто наказал, Тот и помилует».

Из посетителей к Зое были допущены следующие лица:

1. Приехавший из Москвы известный профессор медицины. Он подтвердил, что биение сердца у Зои не прекращалось, несмотря на внешнюю окаменелость.

2. По просьбе матери были приглашены священники, чтобы взять из окаменевших рук Зои икону святителя Николая. Но и они не могли этого сделать.

3. В праздник Рождества Христова приехал иеромонах Серафим (вероятно, из Глинской пустыни), отслужил водосвятный молебен и освятил всю комнату. После этого он сумел взять икону из рук Зои и, воздав образу святителя должные почести, возвратил его на прежнее место. Он сказал: «Теперь надо ждать знамения в Великий день (то есть на Пасху)! Если же оно не последует, недалек конец мира».

4. Посетил Зою и митрополит Крутицкий и Коломенский Николай, который также отслужил молебен и сказал, что нового знамения надо ждать в Великий день (то есть на Пасху), повторив слова благочестивого иеромонаха.

5. Перед праздником Благовещения (в тот год оно было в субботу третьей недели Великого поста) приходил благообразный старец и просил допустить его к Зое. Но дежурные милиционеры отказали ему.

Он приходил и на другой день, но и опять, от других дежурных, получил отказ.

В третий раз, в самый день Благовещения дежурные пропустили его. Охрана слышала, как он ласково сказал Зое: «Ну, что, устала стоять?»

Прошло некоторое время, и когда дежурные милиционеры хотели выпустить старца, его там не оказалось. Все убеждены, что это был сам святитель Николай.

Так Зоя простояла 4 месяца (128 дней), до самой Пасхи, которая в том году была 23 апреля (6 мая по новому стилю).

В ночь на Светлое Христово Воскресение Зоя стала особенно громко взывать: «Молитесь!»

Жутко стало ночным охранникам, и они стали спрашивать ее: «Что ты так ужасно кричишь?» И последовал ответ: «Страшно, земля горит! Молитесь! Весь мир во грехах гибнет, молитесь!»

С этого времени она вдруг ожила, в мышцах появилась мягкость, жизненность. Ее уложили в постель, но она продолжала взывать и просить всех молиться о мире, гибнущем во грехах, о земле, горящей в беззакониях.

Как ты жила? - спрашивали ее. - Кто тебя кормил?

Голуби, голуби меня кормили, - был ответ, в котором ясно возвещается помилование и прощение от Господа. Господь простил ей грехи предстательством святого угодника Божия, милостивого Николая Чудотворца и ради ее великих страданий и стояния в течение 128 дней.

Все случившееся настолько поразило живущих в городе Куйбышеве и его окрестностях, что множество людей, видя чудеса, слыша крики и просьбы молиться за людей, гибнущих во грехах, обратились к вере. Спешили в церковь с покаянием. Некрещеные крестились. Не носившие креста стали его носить. Обращение было так велико, что в церквах недоставало крестов для просящих.

Со страхом и слезами молился народ о прощении грехов, повторяя слова Зои: «Страшно. Земля горит, в грехах погибаем. Молитесь! Люди в беззакониях гибнут».

На третий день Пасхи Зоя отошла ко Господу, пройдя тяжелый путь - 128 дней стояния пред лицем Господним во искупление своего прегрешения. Дух Святый хранил жизнь души, воскресив ее от смертных грехов, чтобы в будущий вечный день Воскресения всех живых и мертвых воскреснуть ей в теле для вечной жизни. Ведь и само имя Зоя означает «жизнь».

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Советская печать не смогла умолчать об этом происшествии: отвечая на письма в редакцию, некий ученый подтвердил, что, действительно, событие с Зоей не выдумка, однако представляет собой случай столбняка, еще не известный науке.

Но во-первых, при столбняке не бывает такой каменной жесткости и врачи всегда могут сделать укол больному; во-вторых, при столбняке можно переносить больного с места на место и он лежит, а ведь Зоя стояла, и стояла столько, сколько не по силам простоять даже и здоровому человеку, и притом ее не могли сдвинуть с места; и, в-третьих, столбняк сам по себе не обращает человека к Богу и не дает откровений свыше, а при Зое не только тысячи человек обратились к вере в Бога, но и веру свою явили делами: крестились и стали жить по-христиански. Ясно, что не столбняк был тому причиной, а действие Самого Бога, Который чудесами утверждает веру, дабы избавить людей от грехов и от наказания за грехи.

К сожалению у меня не сохранились фотографии дома 84 по ул. Чкалова в Самаре до пожара. Я решил запечатлеть хотя бы то, что осталось, ведь пройдёт совсем немного времени и дом сравняют с землёй при строительстве новых небоскрёбов.

Шестьдесят лет назад под Новый год в Самаре произошло "Стояние Зои".
Город Куйбышев (ныне Самара), улица Чкалова, январь 1956 года, новогодние праздники. Работница трубного завода Зоя Карнаухова, красавица и атеистка, за новогодним столом попыталась совершить богохульство, за что ее тут же постигла страшная кара: девушка окаменела и стояла без признаков жизни 128 дней. Слух об этом поставил на уши весь город - от рядовых граждан до руководителей обкома.
В деталях народная версия «Зоиного стояния» выглядит так. В новогоднюю ночь в доме Болонкиной Клавдии Петровны по адресу улица Чкалова, дом 84, по приглашению ее сына собралась компания молодежи. Сама Клавдия Петровна, работавшая продавцом в ларьке «Пиво - Воды», была человеком набожным, шумного веселья в рождественский пост не одобряла, поэтому ушла к подруге. Проводив старый год, встретив новый и основательно нагрузившись спиртным, молодежь решила потанцевать. Среди прочих за столом находилась Зоя Карнаухова. Всеобщего веселья она не разделяла, и на то у нее были причины. Накануне на трубном заводе она познакомилась с молодым практикантом по имени Николай, и он обещал прийти на праздник. Но время шло, а Николая все не было. Друзья и подруги уже давно танцевали, некоторые из них начали Зою подкалывать: «А ты чего не танцуешь? Да забудь ты про него, не придет он, иди к нам!» - «Не придет?! - вспыхнула Карнаухова. - Ну, раз нет моего Николая, то я буду танцевать с Николаем Чудотворцем!»
Зоя приставила к красному углу стул, встала на него и сняла с полки образ. Даже далеким от церкви и сильно подвыпившим гостям стало не по себе: «Слышь, лучше поставь на место. С этим делом шутить не обязательно!» Но образумить девушку не удалось: «Если Бог есть, то пусть он меня покарает!» - ответила Зоя и пошла с иконой по кругу. Через несколько минут этого страшного танца в доме вдруг раздался какой-то шум, поднялся ветер и сверкнула молния. Когда окружающие пришли в себя, богохульница уже стояла посреди комнаты белая, как мрамор. Ноги ее приросли к полу, руки сжали икону так крепко, что вырвать ее не было никакой возможности. Но сердце билось.
Зоя пробыла в полумертвом обличии 128 дней - до самой Пасхи. Время от времени она издавала душераздирающие вопли: «Молитесь, люди, во грехах погибаем! Молитесь, молитесь, кресты надевайте, в крестах ходите, гибнет земля, качается, как колыбель!..» С первых дней дом на улице Чкалова был взят под усиленную охрану, внутрь никого без специального разрешения не пускали. Вызвали из Москвы какого-то «профессора медицины», имя которого в житии не упоминается. А на праздник Рождества Христова в дом допустили некоего «иеромонаха Серафима». Отслужив водосвятный молебен, он извлек икону из рук Зои и вернул ее на место. Возможно, речь идет о тогдашнем настоятеле Петропавловской церкви города Куйбышева Серафиме Полозе.
Зоины мучения закончились после явления ей самого Николая Чудотворца. Незадолго до Пасхи к дому подошел благообразный старец и попросил дежурных милиционеров пустить его в дом. Ему сказали: «Отойди, дедушка». На другой день старец снова приходит и снова получает отказ. На третий день, в праздник Благовещения, «промыслом Божиим» стража пропустила старца к Зое. И слышали милиционеры, как он ласково спросил девицу: «Ну что, устала стоять?» Сколько он там пробыл, неизвестно, а только когда хватились его искать, то найти не смогли. Позже, когда Зоя ожила, то на вопрос, что стало с таинственным посетителем, она указала на икону: «В передний угол ушел». Вскоре после этого явления, накануне Пасхи, в мускулах Зои Карнауховой стала появляться жизнь, и она смогла сойти с места. По другой версии, ее еще задолго до праздника увезли в психиатрическую больницу вместе с половыми досками, к которым она приросла, причем когда рубили пол, то из дерева брызнула кровь. «Как же ты жила? Кто тебя кормил?» - спрашивали Зою, когда она пришла в себя. «Голуби! - был ответ. - Голуби меня кормили!»
О дальнейшей судьбе Зои Карнауховой рассказывают по-разному. Одни считают, что спустя три дня она умерла, другие уверены, что сгинула в психушке, а третьи свято верят в то, что Зоя долгое время жила в монастыре и тайно похоронена в Троице-Сергиевой лавре.

При использовании фотографий этого поста ссылка на мой ЖЖ обязательна.

Вкратце случилось вот что: девушка, дерзнувшая танцевать с иконой Николая Чудотворца, окаменела. Врач, приехавшая по вызову, попыталась сделать Зое укол, но не смогла — игла гнулась. Наутро рядом с домом 84 на Чкаловской улице уже толпился народ.

Свистящее дыхание

В городе и сегодня немало жителей помнят те события. «Мне было в 1956 г. 14 лет , — рассказывает Татьяна Фатеева . — Мы жили в 10 минутах ходьбы от дома на Чкалов-ской. Одноклассники хотели проникнуть в дом с задних дворов. Но оказалось, что и там дежурили милиционеры. И это ещё больше подхлёстывало народ. Ведь если нет никакого чуда, то зачем дом охранять? Милиционеров не хватало, их собирали со всей области. Моя соседка Антонина рассказывала, что из их родного села Августовки (Самарская обл.) милиционера тоже вызвали в Самару (тогда город назывался Куйбышев. — Ред.) на дежурст-во. Когда он вернулся, его замучили расспросами. А он говорить не имел права. Вместо этого снял с себя фуражку, и все увидели, что у молодого парня голова седая ».

В городе из уст в уста пересказывали обстоятельства произошедшего. Молодая работница трубочного завода им. Масленникова Зоя Карнаухова вместе со знакомыми праздновала Новый год. Весь вечер она прождала своего кавалера Николая , который так и не пришёл. Когда пары стали танцевать, Зоя с досады сняла со стены икону святителя Николая со словами: «Возьму этого Николая и пойду с ним танцевать», не слушая подруг, которые советовали не совершать такого кощунства. «Если Бог есть, Он меня накажет», — бросила девушка. Почти сразу же раздался гром, и Зоя с прижатой к груди иконой словно окаменела. Стояла посреди комнаты, как мраморная статуя.

Тот самый дом на Чкаловской улице. Фото: АиФ/ Мария Позднякова

«Той зимней ночью над Самарой действительно грянул гром , — продолжает Татьяна Фатеева. — Моя старшая коллега по работе Валентина Константиновна Сурва рассказывала, что в 1956 г. была на ночном дежурстве на узле связи. И, когда загромыхал гром и небо озарила молния, их начальник удивился: «Что это Илия Пророк лето с зимой перепутал?! »

Сарафанное радио разнесло историю о стоянии Зои по всей стране. Вот что рассказал «АиФ» старец Илий (схиархимандрит Илий (Ноздрин), духовник патриарха Кирилла ): «Летом 1956 г. я плыл из г. Камышина (Волгоградская обл.) в Саратов поступать в духовную семинарию. Об истории Зои к тому времени знал. Много разговоров шло. А на пароходе встретил двух женщин, они были из Куйбышева и под впечатлением тех событий. Рассказали, что их знакомый дал милиционерам, охранявшим дом, денег. И прошёл. И убедился, что Зоя стояла. Свидетелей много было. Это факт неоспоримый ».

«Я общался с женщиной, которая собственными глазами видела окаменевшую девушку , — рассказывает “АиФ” прото-иерей Николай Агафонов, писатель, автор повести “Стояние” . — В оцеплении стоял родной брат её подруги. В одно из ночных дежурств он пропустил их в дом. Они увидели фигуру, накрытую простынёй. И звук был такой свистящий. Видимо, это было дыхание Зои. Девушек сковал ужас, и они выбежали на улицу». Жители Самары вспоминали, что ночами Зоя страшно кричала: «Молитесь! В грехах погибаем! »

Отец Серафим (Звягин), взявший икону из рук Зои. Фото 1955 г. Фото: Фото из книги / «Отец духовный Серафим»

Рассказ отца Серафима

На Рождество в дом пропустили священника. Он отслужил молебен и смог взять из рук Зои икону Николая Чудотворца. Батюшка сказал, что надо ждать знамения на Пасху. Второй визит случился на Благовещение. «Бабушка была на Чкаловской, рассказала: к охране подходил благообразный старец, и, что удивительно, его пропустили в дом ». Позже новость обрастёт подробностями. Дежурные милиционеры слышали, как он ласково спросил Зою: «Ну что, устала стоять? » А когда старца хотели выпустить, в доме его не оказалось... Все в городе были убеждены, что приходил к Зое сам Николай Чудотворец. Стали говорить, что по молитвам святого Господь её помиловал. На Пасху в 1956 г., после 128 дней стояния, Зоя, чьё имя с греческого переводится как «жизнь», действительно ожила. Перед этим она особенно сильно кричала: «Молитесь, люди, во грехах погибаем! Молитесь, кресты надевайте, в крестах ходите, гибнет земля, качается, как колыбель... » В мышцах девушки появилась мягкость. Её положили. Спрашивали: «Как же ты жила, кто тебя кормил? » — «Голуби, голуби меня кормили... » Случай с Зоей сильно подейст-вовал на жителей города. В Страстную неделю кинотеатры и другие развлекательные заведения Самары были пусты. Многие крестились. Обращение было так велико, что в церквах недоставало крестов для просящих.

Считается, что Зоя умерла на третий день Пасхи. Долгое время оставалось тайной, кто был монах, сумевший взять из её рук икону. Батюшкой оказался отец Серафим (Звягин) . Он служил в сельском храме в Костром-ской обл., а в Самару приехал после того, как ему дважды было повеление от Господа. В 2012 г. за полтора месяца до кончины отец Серафим, на тот момент он был схиархимандритом, рассказал: «Нас арестовали, пытали ». Указывая на свой лоб и глаза, продолжил: «Отметины на всю жизнь. Вспоминать и то страшно! » Следователи добивались, чтобы священник объявил, что никакого чуда не было. Говорили: «Ты молодой, зачем тебе всё это надо? » Батюшка отказался врать. Тогда с него взяли расписку о неразглашении на 50 лет.

«Подробности этого чуда можно было бы узнать из папок, которые хранились в КГБ , — рассказал “АиФ” журналист Андрей Караулов . — Знаю людей, которые видели документы по делу “стояния Зои”, и там было указано, что папок в деле три ».

Памятник Николаю Чудотворцу - в память о громком чуде 1956 г. Фото: АиФ/ Мария Позднякова

Дом 84 на Чкаловской сохранился. Последние жильцы съехали оттуда после недавнего пожара, сейчас здание заколочено и пребывает в запустении. Зато рядом установлен и освящён памятник святителю Николаю. И сегодня люди специально приезжают помолиться на место, где святой совершил чудо, которое даже в годы госатеизма многих привело к Богу.