Аксёненко, Николай Емельянович. Чтобы прокормить родню, министр вынужден путать "свою шерсть с государственной" Видишь деньги – не теряй время

ВСЕ ФОТО

9 октября 2001 года на Николая Аксененко завели уголовное дело. 3 января 2002 года он подал заявление об отставке с поста министра. Осенью 2003 года с него, уже неизлечимо больного, сняли подписку о невыезде, отпустив лечиться за границу. Но шансов побед

Скончался бывший министр путей сообщения РФ Николай Аксененко. Как сообщил в окружении экс-министра, Аксененко умер после продолжительной болезни на 57-м году жизни. В последнее время Аксененко проходил курс лечения за рубежом.

Николай Емельянович Аксененко родился 15 марта 1949 года в селе Новоалександровка Новосибирской области. В 1972 году окончил Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта, а в 1990 году - Академию народного хозяйства.

Трудовую деятельность начал в 1966 году слесарем-сборщиком Новосибирского авиационного завода. С 1972 года занимал различные ответственные должности на Восточно-Сибирской, Юго-Восточной и Октябрьской железных дорогах.

Николай Аксененко вполне мог стать президентом России. По крайней мере, входил в круг кандидатур возможных преемников Бориса Ельцина, пишет "Время новостей" . Он стал одним из самых ярких государственных чиновников-хозяйственников в новейшей истории страны. В итоге его ждали уголовное дело и смерть на чужбине от неизлечимой болезни.

При Аксененко железные дороги стали одной из динамично развивающихся отраслей российской экономики, любимый им футбольный клуб "Локомотив" - самой стабильной командой страны, а "Локомотив-Белогорье" из Белгорода - флагманом отечественного волейбола. Николай Аксененко выделил деньги и на строительство лучшего в России стадиона "Локомотив". На должности министра путей сообщения России проработал до 2002 года.

Начав свою карьеру в 17 лет слесарем-сборщиком Новосибирского авиационного завода, он выучился в институте на "инженера путей сообщения по эксплуатации железных дорог". Такая специальность была записана в дипломе. Дальше за всю свою "советскую" жизнь не занимал ни одной политической должности ни в партии, ни в комсомоле, а только исключительно хозяйственные.

Как писали в советские времена, "прошел путь от дежурного по станции до заместителя начальника службы движения Юго-Восточной железной дороги". Советские времена закончились, а Аксененко по-прежнему продолжал занимать высокие хозяйственные посты на железных дорогах. С должности первого заместителя главы Октябрьской железной дороги в 1994 году он перешел на должность замминистра путей сообщения.

В 1997 году в правительстве Виктора Черномырдина он стал министром и провел в этом качестве с небольшим перерывом на должность освобожденного первого вице-премьера четыре с половиной года.

Весной 1999 года, после отставки Евгения Примакова, Николай Аксененко едва не возглавил правительство. Тогда Борис Ельцин, как известно, позвонил спикеру Госдумы Геннадию Селезневу и сказал, что вносит на рассмотрение депутатов кандидатуру Аксененко. Но главой правительства стал Сергей Степашин. Ельцин в своей книге "Президентский марафон" вспоминал впоследствии, что уже тогда считал преемником Владимира Путина, но хотел дать стране "передышку", а потому рассматривал запасные варианты - Аксененко и Степашина.

"Итак, кто у меня в списке сейчас? Николай Аксененко, министр путей сообщения, - пишет Борис Ельцин. - Тоже хороший запасной игрок. Опять он в моей "премьерской картотеке". Аксененко вроде бы по всем статьям подходит. Решительный, твердый, обаятельный, знает, как с людьми говорить, прошел долгий трудовой путь, поднялся, что называется, от земли. Сильный руководитель. Однако Дума изначально относится к нему неприязненно, встретит в штыки. Это хороший вариант, чтобы заранее разозлить, раздразнить Думу. Подготовить ее к конфронтации. А потом выдать ей совсем другую кандидатуру".

И чуть ниже: "Итак, решено. Вношу кандидатуру Степашина. Но мне нравится, как я завернул интригу с Аксененко. Этакая загогулина. Думцы ждут именно его, готовятся к бою. А я в этот момент дам им другую кандидатуру".

Как бы то ни было, ельцинская "загогулина" и репутация "человека Березовского" поставили крест на карьерных перспективах Николая Аксененко. В январе 2000 года Михаил Касьянов освободил его с поста первого вице-премьера, оставив "простым" министром. 9 октября 2001 года на Николая Аксененко завели уголовное дело. 3 января 2002 года он подал заявление об отставке с поста министра. Осенью 2003 года с него, уже неизлечимо больного, сняли подписку о невыезде, отпустив лечиться за границу. Но шансов победить болезнь уже не было.

15 марта 1949 - 20 июля 2005

российский политический деятель, министр путей сообщения в 1997-2002 годах

Семья

Был женат. Жена - Галина Сияровна Аксёненко (род. в 1949 году).

Сын - Рустам Николаевич Аксёненко (род. 29 июля 1974 года) - закончил Санкт-Петербургскую инженерно-экономическую академию и университет Уэстбера в Женеве . Экономист, акционер различных транспортных компаний. Основатель частной инвестиционной компании «Финартис». Проживает в Швейцарии . Женат на дочери бывшего председателя комитета по хлебопродуктам России Леонида Чешинского. В 2005 году получил эстонское гражданство за особые заслуги перед страной.

Дочь - Олеся Николаевна Аксёненко (род. в 1977 году) - закончила Санкт-Петербургскую инженерно-экономическую академию, обучалась в Великобритании .

Биография

Родился 15 марта 1949 года в селе Новоалександровка Болотнинского района Новосибирской области в многодетной семье помощника машиниста. Мать Аксёненко занималась хозяйством. Николай был самым младшим, 13-м ребенком. В 1951 году семья переехала в Мошково .

В школу пошёл в шесть лет, поскольку к тому времени умел хорошо читать и писать. В юности занимался боксом в тяжёлом весе и футболом.

По окончании школы в 1966 году пытался поступить в Новосибирский электротехнический институт, но не прошёл вступительные испытания. В течение года трудился слесарем-сборщиком Новосибирского авиационного завода имени Чкалова. В 1967 году поступил в Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта на специальность «инженер путей сообщения по эксплуатации железных дорог». В институте курировал спортивно-массовую работу, там же познакомился с будущей женой.

В 1969 году вступил в КПСС.

Работа на железной дороге

В 1972 году окончил институт и поступил на работу дежурным по станциям Вихоревка и Нижнеудинск Восточно-Сибирской железной дороги.

В 1974 году был назначен начальником станции Азей Восточно-Сибирской железной дороги.

С 1978 по 1979 год - заместитель начальника станции Отрожка Юго-Восточной железной дороги.

С 1979 года работал заместителем начальника, позднее - начальником отдела движения Воронежского отделения Юго-Восточной железной дороги, заместителем начальника службы движения той же дороги.

В 1984 году перевёлся на Октябрьскую железную дорогу, где занимал должности заместителя начальника Мурманского отделения (до 1985 года), начальника Ленинград-Финляндского отделения (до 1986 года), заместителя начальника дороги (с 1986 по 1991), главного экономиста, первого заместителя начальника Октябрьской железной дороги.

в 1990 году окончил Академию народного хозяйства.

Работа в Министерстве путей сообщения

В 1994-1996 годах - занимал пост заместителя министра, с 1996 года - первого заместителя министра, с 15 апреля 1997 года - министра путей сообщения России. В период его работы была создана комиссия по регулированию тарифов, достроена железная дорога в Чечне, налажено транзитное сообщение через территорию России , создана телекоммуникационная компания «ТрансТелеКом». В 1998 году постановлением Правительства РФ была утверждена «Концепция структурной реформы федерального железнодорожного транспорта», в которой были определены основные задачи и цели перестройки отрасли.

Происхождение

* Дата рождения

* Место рождения

с.Новоалександровка Болотнинского района Новосибирской области.

* Гражданство

Гражданин РФ

Образование

* Высшая школа

Окончил Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта окончил в 1972 г. Специальность по образованию - инженер путей сообщения по эксплуатации железных дорог.

Академию народного хозяйства в 1990 г.

Семейное положение

Имеет двоих детей.

Основные этапы биографии

Трудовую деятельность начал в 1966 году слесарем-сборщиком Новосибирского авиационного завода.

С 1972 по 1978 год работал дежурным по станциям, начальником станций Восточно-Сибирской железной дороги.

В 1978 - 1984 годах был заместителем начальника станции, начальником отдела движения, заместителем начальника Воронежского отделения Юго-Восточной железной дороги, заместителем начальника службы движения Юго-Восточной железной дороги.

С 1984 по 1994 год был заместителем начальника Мурманского отделения, начальником Ленинград-Финляндского отделения Октябрьской железной дороги, заместитель начальника и главным экономистом Октябрьской железной дороги, первым заместителем начальника дороги.

В 1994 - 1997 годах - заместитель министра путей сообщения РФ.

С 1997 года - министр путей сообщения РФ.

Во время правительственного кризиса - исполняющий обязанности министра путей сообщения РФ.

С августа по сентябрь 1998г. - и.о. министра путей сообщения.

После отставки правительства Степашина (август 1999г.) - и.о. первого вице-премьера.

16 сентября 1999г. назначен первым вице-премьером правительства РФ - министром путей сообщения РФ.

10 января 2000 г. и. о президента Владимир Путин своим указом освободил Николая Аксененко от должности первого заместителя председателя правительства и назначил его министром путей сообщения.

7 мая 2000 г. в связи с вступлением в должность президента Путина все члены правительства ушли в отставку и до назначения новых министров стали исполняющими обязанности.

19 октября 2001 года Аксененко вызвали в Генпрокуратуру, где ему было предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий.

23 октября он выступил с заявлением, в котором заверил, что будет всячески содействовать объективному расследованию и установлению истины.

13 октября 2003 года Генпрокуратура РФ завершила расследование и направила в суд уголовное дело в отношении Аксененко. Он обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных пунктом "в" части 3 статьи 286 (превышение должностных полномочий, совершенное с причинением тяжких последствий), и пункта "б" части 3 статьи 160 (присвоение или растрата в крупном размере) УК РФ".

Происхождение, семейное положение

Из интервью. «Нас было семеро братьев и шесть сестер. Я - самый младший, тринадцатый. К сожалению, живы не все... Разница между старшим и младшим - 24 года. Старшие сестры - им сейчас за семьдесят уже - относились ко мне, как к своему сыну...Отец был железнодорожником - инженер, локомотивщик... Он, кстати, не советовал мне поступать в институт. Отговаривал он меня потому, что знал: это - адская работа. С женой мы познакомились еще в институте и с тех пор вместе. Мне очень повезло, что судьба свела меня именно с ней. Нам удалось сохранить чувства и восприятие друг друга такими, какими они были еще в студенческие годы. Должен признаться, что в большей степени это заслуга жены. Как только я начал работать, у меня на семью всегда оставалось очень мало времени. Но никогда семья для меня не была на втором месте». (Stringer, 2000)

Сторонние оценки, характеристики

Аксененко, перебравшись в столицу, быстро разобрался, с кем водить дружбу, на кого поставить. Поставил на Абрамовича - и не ошибся. Как утверждают знающие люди, сотрудничество Аксененко и Абрамовича началось еще в 1992 году. Последний возглавлял тогда малое предприятие "АВК". В 1997 году Абрамович уже хозяйничал в "Сибнефти" и с помощью Березовского налаживал прочные связи в Кремле. Поэтому, когда встал вопрос о кандидатуре нового министра путей сообщения, соперников у Аксененко не оказалось. Вскоре после того как Николай Емельянович освоил новый кабинет, "Сибнефть" получила от МПС льготный тариф на транспортировку нефти за границу и пользовалась им, на зависть другим экспортерам, в течение года.

Министр Аксененко оказался неплохим менеджером. Свое ведомство он уже давно считает коммерческим предприятием, которое должно развиваться, приносить прибыль и осваивать новые виды бизнеса. Одна беда - он никак не может научиться отличать свою шерсть от государственной. Став министром, Николай Емельянович сразу же упорядочил расчеты за перевозки, 70 процентов которых до него производилось по бартеру. Он добился участия в перевозочном процессе фирм-экспедиторов и права предоставления им льготных тарифов. В итоге МПС избавилось от натуральных расчетов, а фирмы за счет льгот стали получать реальную прибыль.

На выпады со стороны министр реагирует болезненно, а чтобы их было как можно меньше, оплачивает мощный пиар в СМИ и пускает пыль в глаза налогоплательщикам и правительству с помощью всевозможных акций. Устанавливает турникеты на московских вокзалах, объявляя войну зайцам, отправляет сотни пассажирских вагонов в Чечню для проживания беженцев, раз в полгода запускает в строй комфортабельные электрички. (Stringer, 2000)

Пребыванию Аксененко в министерском кресле посвящено большое количество журналистских расследований. Среди них аферы с векселями Пенсионного фонда, продажа бензина в Чечню из запасов ОЖД, закупка рельсов в Японии через офшорную фирму на Кипре... Но главные расследования посвящены фирмам Eastern Fertiliger Trading, чьим представителем в России является сын министра Рустам, и ЗАО ПФГ "Евросиб", которое возглавляет племянник министра Сергей. Обе фирмы занимались в основном перевозками грузов и пользовались при этом чрезмерными льготами. Например, им Аксененко позволял расплачиваться "денежными суррогатами", а не "живыми" деньгами, делал скидки с утвержденных тарифов. Долгое время существовало постановление, требовавшее оформлять все заграничные перевозки только в Transrail. («Россия», 2000)

"Дело Аксененко"

Уголовное дело по фактам злоупотреблений в МПС было возбуждено 9 октября 2001 года. 19 октября Николай Аксененко был вызван в Генпрокуратуру, где ему было предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий. Руководитель МПС отказался подписывать постановление о предъявлении обвинения, а также - подписку о невыезде. Тем не менее в прокуратуре убеждены, что дела это не меняет - он остается обвиняемым. Кроме того, в прокуратуре утверждают, что уже изучают материалы проверки Счетной палаты, которая выявила несколько нарушений со стороны руководства МПС: незаконное расходование 700 млрд. рублей, предназначенных на "северный завоз" в 1997 году, неуплата налогов в сумме 11 млрд. рублей за 2000 год и покупка квартир лицам, не имеющим к МПС никакого отношения. "Отказ Аксененко подписывать постановление о предъявлении ему обвинения и подписку о невыезде не меняет его статуса обвиняемого по этому уголовному делу", - констатировали в Генпрокуратуре. После визита в ГП Аксененко организовал пресс-конференцию, на которой сообщил, что обвинения связаны с хозяйственной деятельностью МПС - единственного ведомства в России, совмещающего в себе функции хозяйствующего субъекта и государственного регулирующего органа.

Положение Аксененко весьма серьезно. Как говорит известный адвокат Юрий Кориневский, защищавший бывшего главу "Роскомдрагмета" Евгения Бычкова в деле Golden ADA, "следователь теперь может по санкции Устинова или его заместителя отстранить обвиняемого от занимаемой должности". А представитель президентской администрации заявил "Ведомостям", что "ситуация, когда министерством руководит человек, в отношении которого проводится уголовное расследование, ненормальна". Кремль явно не собирается защищать несчастного министра. "Перед законом все равны", - заявил 22 октября замглавы президентской администрации Дмитрий Козак, добавив, что Аксененко зря "апеллирует к исполнительной власти", стараясь избежать прокурорского внимания.

Сам же глава МПС РФ Николай Аксененко "уверен, что в ближайшее время будет установлена беспочвенность" выдвинутых против него обвинений. В поступившем 23 октября заявлении министра говорится: "я буду всячески содействовать объективному расследованию, установлению истины. Коллегия министерства и я, как ее председатель, продолжим линию на сохранение целостности отрасли, проведение структурной реформы, получившей одобрение правительства и президиума Госсовета РФ. Полагаю, что до окончания следствия данное заявление будет последним с моей стороны, и надеюсь, что и иные ответственные лица будут руководствоваться законом, здравым смыслом и общепринятой этикой, не позволяющей делать преждевременных выводов".

Официальное заявление ПРЕСС-СЛУЖБЫ МПС РФ

"Некоторыми СМИ была распространена провокационная информация о том, что министр путей сообщения России Николай Аксененко подал в отставку.

В связи с этим Центр общественных связей "Транс-Медиа" МПС РФ заявляет: министр путей сообщения России Николай Аксененко не подавал в отставку и подавать не собирается. Министр путей сообщения Н.Аксененко действительно был приглашен в Генеральную прокуратуру РФ в качестве свидетеля и ответил на вопросы, связанные с хозяйственной деятельностью министерства.

К сожалению, до сих пор некоторые ведомства, проявляющие постоянный интерес к этой теме, либо не знают, либо забыли о том, что МПС РФ - единственное министерство, совмещающее государственные и хозяйственные функции. Это записано в Положении о МПС России, утвержденном правительством РФ еще в 1996 году. Начинающаяся реформа МПС России, в частности, направлена и на то, чтобы ликвидировать эту двойную функцию и сохранить железные дороги России как единую систему под государственным управлением.

Видимо, кому-то очень не хочется, чтобы реформа МПС, поддержанная президентом России и уже утвержденная правительством РФ, была воплощена в жизнь".

Дополнительная информация

Увлечения: любит слушать классическую музыку, особенно оперную. Любимые писатели, философы - Бердяев, Розанов, Бунин, Толстой, Тургенев.

Не курит. К спиртному относится отрицательно: «всякий раз, когда я видел, как человек, выпив, теряет рассудок, мне было противно. По-моему, нетрезвый человек - это оскорбительный вызов окружающим. А кроме того, как можно работать в полную силу, потакая подобным слабостям и допуская их для себя?»

Бывший министр путей сообщения РФ (апрель 1997 г. - январь 2002 г.); родился 15 марта 1949 г. в с. Новоалександровка Болотнинского района Новосибирской области; окончил Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности "инженер путей сообщения по эксплуатации железных дорог" в 1972 г., Академию народного хозяйства при Совете Министров СССР в 1990 г.; трудовую деятельность начал в 1966 г. слесарем-сборщиком на Новосибирском авиационном заводе; 1972-1978 - дежурный по станции, начальник станций на Восточно-Сибирской железной дороге; 1978-1984 - заместитель начальника станции, начальник отдела движения, заместитель начальника Воронежского отделения Юго-Восточной железной дороги; в 1984 г. - заместитель начальника Мурманского отделения, 1985-1986 - начальник Ленинград-Финляндского отделения Октябрьской железной дороги; 1986-1992 - заместитель начальника, главный экономист, первый заместитель начальника Октябрьской железной дороги; с 1994 г. - заместитель, 1996-1997 - первый заместитель министра путей сообщения РФ; с апреля 1997 г. занимал пост министра путей сообщения РФ, был назначен министром в составе кабинета В. Черномырдина, занимал этот пост в составе кабинетов С. Кириенко (май-август 1998 г.) и Е. Примакова (сентябрь 1998 г. - май 1999 г.); с мая 1999 г. - первый заместитель Председателя Правительства РФ, занял этот пост в составе кабинета С. Степашина и сохранил его при формировании кабинета В. Путина (август 1999 г.); в сентябре 1999 г. при сохранении поста первого вице-премьера был вновь назначен и министром путей сообщения; в январе 2000 г. исполняющим обязанности Президента РФ В. Путиным был освобожден от обязанностей первого заместителя Председателя Правительства; январь-май 2000 г. - министр путей сообщения, вновь утвержден на эту должность в мае 2000 г. в составе правительства М. Касьянова; подал в отставку и был освобожден от должности министра 3 января 2002 г.; являлся членом Совета безопасности РФ с июня 1999 г. по февраль 2000 г.; с августа 1999 г. - заместитель председателя Исполнительного комитета Союза Белоруссии и России; награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени; женат, имеет двоих детей.

Как отмечала "Российская газета" (04.01.2002 г.) в связи с отставкой Н. Аксененко с поста министра, накануне принятого решения председатель Правительства РФ М. Касьянов провел встречу с Генеральным прокурором РФ В. Устиновым, на которой шла речь о предварительных итогах проверки хозяйственной деятельности МПС, которую с осени 2001 г. проводила Генпрокуратура по представлению Счетной палаты, в ходе которой были выявлены хозяйственные нарушения.

Отличное определение

Неполное определение ↓

15.03.1949). Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации в правительстве С. В. Степашина с 12.05.1999 г. по 09.08.1999 г.; первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации в правительстве В. В. Путина с 19.08.1999 г. по 16.09.1999 г., первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - министр путей сообщения Российской Федерации в правительстве В. В. Путина с 16.09.1999 г. по 10.01.2000 г.; министр путей сообщения Российской Федерации в правительствах В. С. Черномырдина, С. В. Кириенко, Е. М. Примакова с 14.04.1997 г. по 12.05.1999 г., в правительстве М. М. Касьянова с 10.01.2000 г. по 03.01.2002 г. Родился в селе Новоалександровка Болотнинского района Новосибирской области. Был тринадцатым, младшим ребенком в семье. Разница между ним и старшим братом составляла 24 года. Отец работал локомотивщиком на железной дороге. Окончив в 1966 г. среднюю школу, уехал в Новосибирск и до 1967 г. работал слесарем-сборщиком на авиационном заводе имени В. П. Чкалова. Образование получил в Новосибирском институте инженеров железнодорожного транспорта по специальности инженер путей сообщения по эксплуатации железных дорог (1972), в Академии народного хозяйства при Совете Министров СССР (1990). Во время учебы в институте на экзамене по предмету «Организация движения поездов» профессор засомневался: ставить пятерку или четверку. Посмотрел на студента и сказал: «Четверку тебе ставить нельзя, ты ж министром путей сообщения станешь». Был амбициозным, всегда ходил в лидерах. Рост почти два метра, широкий в плечах, занимался боксом, футболом и хоккеем. После окончания института оставляли в аспирантуре, но ведомственная наука не прельщала. С 1972 работал дежурным по станции Вихаревка, с 1974 г. начальником станций Азей, Нижнеудинская Восточно-Сибирской железной дороги (Иркутская область). С 1978 г. заместитель начальника станции Отрожка Юго-Восточной железной дороги (Воронежская область). С 1979 г. заместитель начальника отдела движения, начальник отдела движения - заместитель начальника Воронежского отделения Юго-Восточной железной дороги. В 1984 г. перешел на Октябрьскую железную дорогу, где работал заместителем начальника Мурманского отделения, с 1985 г. начальником Ленинград-Финляндского отделения. С 1986 г. заместитель начальника, с 1991 г. главный экономист - заместитель начальника, с 1992 г. первый заместитель начальника Октябрьской железной дороги. С 1994 г. заместитель, с 13.11.1996 г. первый заместитель министра путей сообщения РФ. Курировал вопросы пассажирских перевозок. С 14.04.1997 г. министр путей сообщения Российской Федерации. Выдвинут на этот пост по рекомендации А. Б. Чубайса и Б. Е. Немцова. Сменил в этой должности А. А. Зайцева, отказавшегося расчленять единые железные дороги на несколько самостоятельных участков. Провел радикальное реформирование своей отрасли. Снял с баланса все железнодорожные больницы, поликлиники, санатории. Отказался от взаимозачетов, начал работать с живыми деньгами. По словам Б. Е. Немцова, Н. Е. Аксененко в своей области талантливый человек, жесткий руководитель. В семь утра начинал летучки. Возобновил работы на Байкало-Амурской магистрали. Внедрил систему современной оптоволоконной связи, что превратило российские железные дороги в одни из самых безопасных в мире. 45 тысячами километров оптоволоконного кабеля, проложенного вдоль железнодорожного полотна, позволяющего следить за движением и управлять им, пользуются также многие ведомства, включая МЧС и ФАПСИ. Вынашивал идею соединения рельсовых путей материка с Сахалином и далее с Японией и Южной Кореей. Внешне приглянулся Б. Н. Ельцину, симпатизировавшему высоким, статным людям. 23.03.1998 г. освобожден от должности министра путей сообщения в связи с отставкой правительства В. С. Черномырдина. Рассматривался Б. Н. Ельциным в качестве одной из кандидатур на пост премьер-министра взамен отправленного в отставку В. С. Черномырдина с последующим выдвижением на пост главы государства. 28.04.1998 г. вновь назначен министром путей сообщения РФ. 24.08.1998 г., в связи с отставкой правительства С. В. Кириенко, назначен исполняющим обязанности министра путей сообщения РФ. С 30.09.1998 г. вновь министр путей сообщения РФ. После отставки правительства С. В. Кириенко Б. Н. Ельцин колебался в выборе кандидатуры на пост премьер-министра между хозяйственником Н. Е. Аксененко и силовиком С. В. Степашиным. По словам Б. Н. Ельцина, «Аксененко вроде по всем статьям подходит. Решительный, твердый, обаятельный, знает, как с людьми говорить, прошел долгий трудовой путь, поднялся, что называется, от земли. Сильный руководитель. Однако Дума изначально относится к нему неприязненно, встретит в штыки. Это хороший вариант, чтобы заранее разозлить, раздразнить Думу. Подготовить ее к конфронтации. А потом выдать ей совсем другую кандидатуру. Вот только какую? Степашина или Путина? Путина или Степашина?» (Ельцин Б. Н. Президентский марафон. М., 2000. С. 311). Остановился на С. В. Степашине, хотя знал, что это кандидатура временная. Руководителю администрации А. С. Волошину поручил готовить представление в Думу на С. В. Степашина, а в телефонном разговоре с председателем Думы Г. Н. Селезневым назвал кандидатуру Н. Е. Аксененко. Фамилию Н. Е. Аксененко Г. Н. Селезнев назвал на заседании Думы. Спикеру не поверили. В качестве доказательства он сослался на то, что как раз помыл уши и все слышит четко. Уши Г. Н. Селезнева вошли в фольклор. Кандидатура С. В. Степашина прошла с первого раза: «Все ждали неприятного Аксененко и с облегчением проголосовали за приятного Степашина» (Там же. С. 315). Пытаясь сгладить сделанную в разговоре с Г. Н. Селезневым оговорку («Аксененко - премьер»), при беседе с С. В. Степашиным и Н. Е. Аксененко Б. Н. Ельцин оговорился еще раз: «Не переживай, Николай. Сегодня он премьер, а завтра - ты. Поживем до осени, там видно будет» (Михайлов А. Г. Портрет министра в контексте смутного времени. М., 2001. С. 343). Б. Н. Ельцин сказал ему слова, которые стали рекламным слоганом: «Надо чаще встречаться». С 12.05.1999 г. первый заместитель Председателя Правительства РФ. Во время формирования правительства С. В. Степашина сумел без его ведома прорваться к отдыхавшему в сочинской резиденции президенту Б. Н. Ельцину и заручиться его согласием на свою роль «главного» первого вице-премьера по отношению ко «второму» первому вице-премьеру М. М. Задорнову. Произвел на публику невыгодное впечатление: с трудом формулировал свои мысли, заявил, что будет заниматься всеми вопросами, даже теми, которые входили в обязанности главы правительства. С первых дней своего назначения начал вести себя независимо от С. В. Степашина. В интервью подчеркивал собственное особое мнение, не совпадающее с мнением председателя правительства. На замечания С. В. Степашина не реагировал. С 14.06.1999 г. член Совета безопасности РФ. С 09.08.1999 г. освобожден от должности первого заместителя Председателя Правительства РФ в связи с отставкой правительства С. В. Степашина. С августа 1999 г. заместитель председателя Исполнительного комитета Союза Белоруссии и России. С 19.08.1999 г. первый заместитель Председателя Правительства РФ. С 16.09.1999 г. первый заместитель Председателя Правительства РФ - министр путей сообщения РФ. 10.01.2000 г. был лишен поста вице-премьера, оставшись министром путей сообщения. 18.05.2000 г. вновь был назначен министром путей сообщения РФ в правительстве М. М. Касьянова. 04.08.2000 г. на Осеннем бульваре в Москве служебная автомашина «Ауди», в которой находился Н. Е. Аксененко, въехала в автокран. В начале октября 2001 г. Правительство РФ рассмотрело и признало целесообразным принять его план о запуске строительства железнодорожного моста с материка на остров Сахалин. 10-километровый мост и приданная ему 570-километровая железнодорожная ветка будут строиться восемь лет и стоить 4,5 млрд долларов. Окупиться строительство, по расчетам Н. Е. Аксененко, должно после 2030 г. 19.10.2001 г. на дачу Н. Е. Аксененко, где отмечался день рождения его внука, в десятом часу вечера в сопровождении работника ФСБ приехала женщина-следователь и вручила повестку с предложением явиться в прокуратуру в качестве свидетеля. В тот же день Генеральный прокурор РФ В. Устинов проводил брифинг по поводу предстоящего расследования причин гибели атомной подводной лодки «Курск». Во время общения с журналистами В. В. Устинову по громкой связи позвонил следователь Генпрокуратуры и сообщил о результатах допроса министра путей сообщения. Следователь доложил, что Н. Е. Аксененко по окончании допроса было зачитано постановление о привлечении его в качестве обвиняемого по статье «злоупотребление служебным положением» и объявлено о мере пресечения - подписке о невыезде, которую министр подписать отказался. Выслушав подчиненного, В. В. Устинов попросил журналистов «не раздувать скандала»: «Я могу сказать одно: не только по железной дороге возбуждено уголовное дело, но и по ряду других министерств, по которым проходят и будут проходить очень высокие должностные лица. И допрос в прокуратуре еще не означает, что вина человека доказана полностью. Точку во всех делах ставит суд. Мы не собираемся ставить клеймо. Когда ситуация прояснится, мы от общественности ничего скрывать не будем. А то, что кто-то отказывается подписывать протокол, кто-то не отказывается… Это его право» (Известия. 20.10.2001). На следующий день Н. Е. Аксененко провел пресс-конференцию, где возмущенно заявил, что за этой историей стоят люди, «желающие остановить реформу МПС и дискредитировать правительство». Среди нарушений, которые расследовала Генеральная прокуратура, - нецелевое использование в МПС бюджетных средств, финансирование аппарата министерства из «черной кассы», предоставление льготных тарифов ряду компаний, в результате чего происходило аккумулирование значительных средств в пользу частных лиц, а также приобретение за счет министерства жилья людям, не имевшим отношения к МПС. Н. Е. Аксененко назвал действия Генеральной прокуратуры нелогичными, поскольку Правительство РФ постановлением «О железнодорожном транспорте» от 18.07.1996 г. разрешило МПС заниматься тем, в чем его теперь обвиняют. По словам министра, МПС является единственным министерством, совмещающим в себе регулирующие и хозяйственные функции, т. е. само назначает зарплаты и премии сотрудникам, распоряжаясь деньгами по своему усмотрению. По конфиденциальной информации, полученной газетой «Известия» в Генеральной прокуратуре, В. В. Устинов не получил из Кремля четкого указания относительно Н. Е. Аксененко. Генпрокурору было предложено всего лишь «покопать в направлении МПС». 23.10.2001 г. во время второго вызова в Генпрокуратуру с министра взяли подписку о невыезде за пределы России. Дождавшись возвращения Президента РФ В. В. Путина из загранкомандировки, Н. Е. Аксененко пытался попасть к нему на прием. Принят не был. Заместитель руководителя администрации президента Д. Н. Козак в связи с этим заявил: «Если министр верит в то, что решение независимого органа можно изменить путем воздействия исполнительной власти, то это абсолютно неправильно и незаконно» (Известия. 23.10.2001). В тот же день Н. Е. Аксененко срочно ушел в «плановый» отпуск, во время которого ишемическая болезнь сердца дополнилась воспалением слезного мешка, что потребовало хирургического вмешательства. Генеральная прокуратура предъявила ему обвинение в превышении полномочий и нецелевом использовании 70 млн рублей, которые тратились на зарплаты, премии и командировочные. По словам члена Комиссии по борьбе с коррупцией Государственной думы РФ Б. Л. Резника, то, что вменили Н. Е. Аксененко, мелочи: «Главное - он в своем ведомстве создал порочную систему. Железнодорожные поселки по России вымирают, больницы и школы разваливаются. При этом подвижной состав раскуплен. В Сочи построили потрясную пятизвездную гостиницу для верхушки МПС. В Японии закупили рельсы по цене в разы дороже российских, хотя наши сталепрокатные заводы стоят без работы. Миллионы долларов ушли на реконструкцию Рижского вокзала в Москве, где один поезд в сутки» (Комсомольская правда. 15.08.2002). Устроил, пригрел всех своих 12 братьев и сестер, их дочерей и сыновей. 03.01.2002 г. освобожден от должности министра. В октябре 2003 г. утвержденное Генеральной прокуратурой РФ уголовное дело в отношении Н. Е. Аксененко было направлено в суд. Ему инкриминировалась статья 286 (превышение должностных полномочий, совершенное с причинением тяжких последствий) и статья 160 (присвоение или растрата в крупном размере) УК РФ. Судебное разбирательство не состоялось из-за отъезда Н. Е. Аксененко за границу на лечение. По утверждениям прессы, экс-вице-премьер улетел в Европу на частном самолете. Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (1999). Женат, есть сын и дочь. Супруга - сестра жены Г. М. Фадеева, предшественника и преемника Н. Е. Аксененко на посту министра путей сообщения РФ.

Николай Аксененко фотография

Сын - Рустам Николаевич Аксёненко (род. 29 июля 1974 года) - закончил Санкт-Петербургскую инженерно-экономическую академию и университет Уэстбера в Женеве. Экономист, акционер различных транспортных компаний. Основатель частной инвестиционной компаниии «Финартис». Проживает в Швейцарии. В 2005 году получил эстонское гражданство за особые заслуги перед страной.

Дочь - Олеся Николаевна Аксёненко (род. в 1977 году) - закончила Санкт-Петербургскую инженерно-экономическую академию, обучалась в Великобритании.

Родился 15 марта 1949 года в селе Новоалександровка Болотнинского района Новосибирской области в семье помощника машиниста. Мать Аксёненко занималась хозяйством. Николай был самым младшим, 13-м ребенком. В 1951 году семья переехала в Мошково.

В школу пошёл в шесть лет, поскольку к тому времени умел хорошо читать и писать. В юности занимался боксом в тяжёлом весе и футболом.

По окончании школы в 1966 году пытался поступить в Новосибирский электротехнический институт, но не прошёл вступительные испытания. В течение года трудился слесарем-сборщиком Новосибирского авиационного завода имени Чкалова. В 1967 году поступил в Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта на специальность «инженер путей сообщения по эксплуатации железных дорог». В институте курировал спортивно-массовую работу, там же познакомился с будущей женой.

В 1969 году вступил в КПСС.

Работа на железной дороге

В 1972 году окончил институт и поступил на работу дежурным по станциям Вихоревка и Нижнеудинск Восточно-Сибирской железной дороги.

В 1974 году был назначен начальником станции Азей Восточно-Сибирской железной дороги.

Лучшие дня

С 1978 по 1979 год - заместитель начальника станции Отрожка Юго-Восточной железной дороги.

С 1979 года работал заместителем начальника, позднее - начальником отдела движения Воронежского отделения Юго-Восточной железной дороги, заместителем начальника службы движения той же дороги.

В 1984 году перевёлся на Октябрьскую железную дорогу, где занимал должности заместителя начальника Мурманского отделения (до 1985 года), начальника Ленинград-Финляндского отделения (до 1986 года), заместителя начальника дороги (с 1986 по 1991), главного экономиста, первого заместителя начальника Октябрьской железной дороги.

в 1990 году закончил Академию народного хозяйства.

Работа в Министерстве путей сообщения

В 1994-1996 годах - занимал пост заместителя министра, с 1996 года - первого заместителя министра, с 15 апреля 1997 года - министра путей сообщения России. В период его работы была создана комиссия по регулированию тарифов, достроена железная дорога в Чечне, налажено транзитное сообщение через территорию России, создана телекоммуникационная компания «ТрансТелеКом». В 1998 году постановлением Правительства РФ была утверждена «Концепция структурной реформы федерального железнодорожного транспорта», в которой были определены основные задачи и цели перестройки отрасли.

Назначение вице-премьером

19 мая 1999 года Аксененко был назначен Первым Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации в составе кабинета Сергея Степашина. Ранее рассматривался Борисом Ельциным как кандидат на премьерский пост, о чём спикер Думы Геннадий Селезнёв успел объявить публично, но в конечном счёте в Думу была внесена кандидатура Степашина.

Одновременно с назначением вице-премьером был освобождён от должности министра путей сообщения.

16 сентября 1999 года вновь назначен министром путей сообщения в кабинете Владимира Путина, сохранив за собой должность первого вице-премьера.

С 31 мая 1999 по 18 января 2000 года возглавлял Комиссию Правительства РФ по оперативным вопросам.

В сентябре 1999 года исполнял обязанности Председателя Правительства РФ во время поездки Владимира Путина в Новую Зеландию.

10 января 2000 года, через 10 дней после отставки Бориса Ельцина, покинул пост вице-премьера, оставшись только министром. Согласно некоторым источникам, ему был предложено остаться лишь на одной из занимаемых должностей, и он выбрал министерскую.

Уголовное дело

19 октября 2001 года Аксёненко был вызван в генеральную прокуратуру, где ему было предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий и нецелевом использовании прибыли железнодорожных предприятий.

Дело Аксёненко основано на проверке Счетной палаты, результаты которой были обнародованы в июне 2001 года. Как утверждали аудиторы, руководство МПС отвлекало деньги от инвестпрограммы министерства, чтобы покупать себе квартиры по 400-800 тыс. $. Также, по версии Счетной палаты, немалая часть балансовый прибыли отрасли оказывалась на счетах многочисленных целевых фондов; часть нарушений была связана с деятельностью железнодорожных ГУПов.

23 октября Генеральная прокуратура изменила в своём обвинении пункт 2 на пункт 3 статьи 286, также новое обвинение содержало пункт 3 статьи 160 УК РФ. Двумя днями позже Аксёненко взял отпуск до 7 декабря.

31 октября представители Генпрокуратуры сообщили, что в результате противоправных действий Аксёненко государству был нанесен ущерб более чем в 11 миллиардов рублей.

3 января 2002 года премьер-министр Михаил Касьянов во время встречи с президентом Путиным выступил с предложением об освобождении Аксёненко от должности министра путей сообщения. В тот же день президентом был подписан соответствующий указ, а Аксёненко, в свою очередь, сам подал заявление об уходе с поста министра, мотивировав свои действия тем, что его отставка создаст более благоприятные условия для работы отрасли. Он также заявил, что морально ответственен за возникшие в подведомственной ему сфере проблемы.

6 октября 2003 года адвокат Аксёненко Галина Крылова обратилась в Генпрокуратуру с ходатайством о выдаче подзащитному разрешения временно покинуть пределы России для прохождения обследования и курса лечения в одной из зарубежных клиник (Аксёненко страдал лейкозом крови). Через три дня с него сняли подписку о невыезде и разрешили выехать за границу, но «в обмен» он подписал протокол отказа от дальнейшего ознакомления с делом.

13 октября 2003 года Генеральная прокуратура передала дело в отношении Аксёненко в суд. Однако судопроизводство фактически не велось.

15 апреля 2005 года Президиум Верховного суда обязал президиум Мосгорсуда «возбудить надзорное производство». Но это решение принято не было.

Смерть

Николай Аксёненко умер 20 июля 2005 года в мюнхенской клинике Гросс-Хадерн от лейкемии. Похоронен в Санкт-Петербурге на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Увековечение памяти

Именем Н. Е. Аксененко в 2006 году названа привокзальная площадь станции Мошково на Транссибирской магистрали.

В Сибирском университете путей сообщения открыта лаборатория «Безопасность движения» имени Н. Е. Аксененко.