Флаг на русском паруснике. На гюйсе три полоски — как появился гюйс

Моряки всех поколений русского фло-та всегда были неравнодушны к тельняшке и называли её морской душой.

Среди моряков нательная трикотажная рубашка с поперечными белыми и синими полосами, в обиходе называемая тельняшкой, является особенно любимой одеждой. Свое название тельняшка получила в связи с тем, что надевается на голое тело.

Как раньше выглядела тельняшка, какими бывают полосы и что обозначает их цвет?

История тельняшки

Тельняшка появилась во времена расцвета парусного флота в Бретани (Франция) предположительно в XVII веке.

Тельняшки имели вырез ворота «лодочкой» и рукава в три четверти и были белыми в тёмно-синюю полоску. В Европе в те времена полосатую одежду носили изгои общества и профессиональные палачи. Но для бретонских моряков, по одной из версий, тельняшка считалась счастливой одеждой на время морских путешествий.

В России традиция ношения тельняшек начала формироваться, по одним данным, с 1862, по другим — с 1866 года. Вместо узких кителей с неудобными стоячими воротниками русские матросы стали носить удобные фланелевые голландские рубахи с вырезом на груди. Под рубаху надевалась нательная рубашка — тельняшка.

Поначалу тельняшки выдавались только участникам дальних походов и были предметом особой гордости. Как говорится в одном из рапортов того времени: «нижние чины... преимущественно надевали их в воскресные и праздничные дни при увольнении на берег... и во всех случаях, когда требовалось быть щегольски одетыми...». Окончательно закрепил тельняшку как часть униформы приказ, подписанный 19 августа 1874 года Великим Князем Константином Николаевичем. Этот день может считаться днём рождения русской тельняшки.

Тельняшка обладает большим преимуществом перед другими нательными рубахами. Плотно облегая тело, она не мешает свободному дви-жению при работе, хорошо сохраняет тепло, удобна при стирке, быстро сохнет на ветру.

Этот вид лёгкой морской одежды не утратил своего значения и сегодня, хотя матросам теперь редко приходится лазать по вантам. Со временем тельняшка вошла в обиход и в других родах войск, хотя мало где является официальной частью формы. Тем не менее, используется этот предмет гардероба и в сухопутных войсках, и даже в милиции.

Почему тельняшка полосатая и что обозначает цвет полос?

Синие и белые поперечные полосы тельняшек соответствовали цветам русского военно-морского Андреевского флага. Кроме того, матросы, одетые в такие рубашки, хорошо просматривались с палубы на фоне неба, моря и парусов.

Традиция делать полосы разноцветными укрепилась в XIX веке — по цвету определялась принадлежность моряка к той или иной флотилии. После распада СССР цвета полос тельняшек были «распределены» по различным родам войск.

Что обозначает цвет полос на тельняшке:

чёрный: подводные силы и морская пехота;
васильковый: президентский полк и спецназ ФСБ;
светло-зелёный: пограничные войска;
светло-голубой: ВДВ;
краповый: МВД;
оранжевый: МЧС.

Что такое гюйс?

Гюйсом на флоте называют воротник, который повязывается поверх формы. Настоящее значение слова «гюйс» (от голландского geus — «флаг») — военно-морской флаг. Флаг поднимается ежедневно на носу кораблей 1-го и 2-го рангов во время якорной стоянки с 8 часов утра до захода солнца.

История появления гюйса довольно прозаична. В средние века в Европе мужчины носили длинные волосы или парики, матросы заплетали волосы в хвостики и косички. Для защиты от вшей волосы смазывали дёгтем. Чтобы дёготь не испачкал одежду, матросы прикрывали плечи и спину защитным кожаным воротником-гюйсом, который можно было легко протереть от грязи.

Со временем кожаный воротник сменили на матерчатый. Длинные причёски ушли в прошлое, а традиция носить воротник осталась. Кроме того, после отмены париков квадратный матерчатый воротник использовался для утепления — в холодную ветреную погоду он заправлялся под одежду.

Почему на гюйсе три полоски?

Есть несколько версий происхождения трёх полосок на гюйсе. По одной из них, три полоски символизируют три крупные победы русского флота:

у Гангута в 1714 году;
у Чесмы в 1770-м;
у Синопа в 1853-м.

Надо отметить, что у матросов из других стран также существуют полоски на гюйсе, происхождение которых объясняется похожим образом. Вероятнее всего, этот повтор произошёл в результате заимствования формы и легенды. Кто первым изобрёл полоски, доподлинно не известно.

По другой легенде, у основателя русского флота Петра I было три эскадры. У первой эскадры на воротниках было нанесено по одной белой полоске. У второй — по две, и у третьей, особо приближённой к Петру, — по три полоски. Таким образом, три полосы стали означать особую приближённость к Петру гвардии флота. (

Кроме стандартных знаков отличия, какие имели все прочие виды войск СССР, Военно-морской флот имел еще один, характерный только для этого вида. Кроме обычного военно-морского флага, краснознаменного военно-морского и других, корабли несли еще один, который называется «гюйс». Внешний вид этого флага отличается от всех других, его месторасположение также другое, а вот цель та же, что и у других флагов: донести информацию о том, какой стране принадлежит судно, является ли оно гражданским или военным. В случае с флагом СССР, сразу можно было понять, что судно военное, но об этом ниже.

История гюйса как отдельного флага.

Слово «Гюйс» пришло из голландского языка и первоначально обозначало флаг, который крепится на носу корабля и несет сведения о том, какой стране он принадлежит. Он мог использоваться наряду с гражданским, торговым и другими флагами, которые говорят о принадлежности по другому признаку. На носу корабля флаг устанавливался для лучшей его видимости. В СССР же гюйс носили только военные корабли, то есть можно сказать, что ВМФ был единственным видом флота, носившим этот отличительный знак. Изначально же гюйс носили совершенно разные судна, в некоторых странах до сих пор существует гражданский гюйс. В конце XIX- начале XX вв. гражданский гюйс использовали не для того, чтобы показать принадлежность судна к стране, а для информирования, к какой торговой компании приписано судно. Порой это были не торговые, а логистические компании. Иными словами, речь идет о любой коммерции, не о военных кораблях. Однако в подавляющем большинстве стран гюйс используется только на армейских суднах. Что касается расположения флага на корабле: иногда гюйс называли бушпритным флагом, так как он располагался на бушприте – грубо говоря, на самой выступающей части носа корабля. На современных кораблях и на кораблях СССР бушприта уже не существовало, гюйс находился на баке – надстройка, располагающаяся также на носу судна. Еще одно «народное» название гюйса стояночный флаг. Особенно это название было распространено как раз в СССР и современной России, так как этот флаг поднимают только когда корабль находится на якоре (или на всплывшей подводной лодке), хотя ранее этот флаг находился на судне все время, во время движения тоже.

Непосредственно на территории современной России (и бывшего СССР), гюйс был введен при Петре I, после его визита в Англию, где на момент его правления гюйс использовался повсеместно в соответствии с его назначением. Русскому правителю понравилась сама идея посредством флага обозначать все могущество флота Российской империи, поэтому в самом конце XVII века был учрежден этот флаг. Его внешний вид отличается от современного и от того, что существовал во времена СССР. В Российской империи внешний вид гюйса был идентичен внешнему виду крепостного флага, который размещался на самых высоких точках прибрежных крепостей и других зданий военного назначения.

Гюйс в СССР.

Внешний вид гюйса СССР сформировался только к 1924 году, несмотря на то, что СССР появился раньше. Как известно, после Октябрьской революции вся символика, хоть как-то намекающая на существование Российской империи была уничтожена, на замену ей пришла большевистская атрибутик. Гюйс, почему-то, стал исключением. До упомянутого года он был образца времен Российской империи. Но нельзя сказать, что вариант времен СССР очень сильно видоизменился. Данный флаг в те времена существовал в трех вариациях: 1924 года, 1932-го и 1964-го.

Итак, гюйс времен СССР образца 1924 года выглядит следующим образом: прямоугольное полотно красного цвета, в центре которого располагается белый круг. Посередине круга находится красная звезда, на фоне которой символ социализма – серп и молот белого цвета. От круга расходятся полосы белого и синего цветов. Полосы белого цвета узкие, они располагаются строго вертикально и горизонтально, параллельно сторонам флага. Они лежат от края круга до края стороны, деля флаг как бы по четвертям. По диагонали от круга во все 4 стороны, разделяя эти четверти напополам, лежат более широкие синие полосы, окаймленные такими же узкими белыми. Этот гюйс отличался от гюйса Российской империи только пропорциями полос, а вместо белого круга, звезды, серпа и молота находился имперский герб. В 1932 году флаг существенно видоизменился. Было принято решение полностью отказаться от элементов, отождествляющих флаг с Российской империей. С этого года флаг выглядел как полностью красное полотно безо всяких полос, в центре его находится большая белая звезда, посередине которой, сохраняя пропорции, была красная звезда, в которой были серп и молот. Таким образом, флаг содержал в себе сугубо социалистические черты, обозначая принадлежность судна к СССР. В 1964 году внешний вид флага претерпел еще одно изменение, которое было несущественным: всего лишь поменялись пропорции всех элементов, а также их расположение относительно всего полотна в целом. Крепостной флаг, который сохранил свои функции в то время, выглядел идентично.

Гюйс – это символика, относящаяся сугубо к военному морском флоту, что выделяет этот вид войск от других.

Связано с постройкой в 1669 году первого русского военного корабля "Орёл". По сохранившимся свидетельствам для "Орла" в 1668 году был изготовлен флаг, состоящий из белого, синего и красного цветов (при чём для изготовления флага потребовалось равное количества ткани каждого цвета), точное расположение цветов не известно, на флаге было велено "написать" российский государственный герб. Существует несколько реконструкций этого флага. Согласно одной из реконструкций (автор П.И.Белавенец) флаг "Орла" был разделён синим крестом на 2 красных и 2 белых поля по стрелецкому образцу (подобные флаги изображены на гравюре Адриана Шхонебека "Осада Азова в 1696 году"(ок 1700). Подобный же флаг вместе с другими вариантами изображён в одной из первых книг о флагах голландца Карла Алярда (1695). Дата издания книги Алярда (1695) не должна смущать читателя, в то время книги печатались очень долго, и в процессе печати вносились исправления и добавления. Реально этот вариант флага мог появиться в книге не ранее 1698 года.

Другие историки считали, что уже на "Орле" появился флаг из трёх горизонтальных полос: белой, синей и красной. Вероятно, первым эту идею высказал историк флота Ф.Ф.Веселаго

Пётр I, увлёкшись идеей создания российского флота, сам учился морскому делу, он ходил на ботике по Переяславскому озеру, Просяному пруду в Измайлово. Ныне ботик Петра I хранится в музее флота. На сохранившихся гравюрах ботик изображён с императорским штандартом на мачте и флагом генерал-адмирала на корме.

Согласно сведениям историка П.И.Белавенеца 6 августа 1693 года в Архангельске на вооружённой яхте "Святой Пётр" Пётр I использовал полосатый бело-сине-красный "флаг царя Московского" с золотым двуглавым орлом на средней полосе. В книге флагов Карлуса Алярда этот флаг описывался так:

"Флаг его Царского Величества Московского разделён на трое, верхняя полоса белая, средняя синяя, нижняя красная. На синей полосе золотой с царскою каруною венчан двоеглавый орёл, имеющий в сердце красное клеймо, с серебряным Святым Георгием без змия".

Ныне этот флаг хранится в Морском музее Санкт-Петербурга. Он попал туда из Архангельска, где пребывал много лет, будучи подаренным Петром I архиепископу Архангельскому Афанасию.

Некоторые историки склонны считать, что бело-сине-красный флаг заимствован Петром у Голландии (голландский флаг почти такой же, отличается лишь порядок расположения полос). Возможно это так. Но, как видим, использование белых, синих и красных цветов на флаге зафиксировано ещё при царе Алексее Михайловиче, отце Петра, задолго до западноевропейского вояжа Петра Алексеевича. "Голландская" версия также связана и с руководителем постройки "Орла" голландским капитаном О.Бутлером. Ему приписывается идея сделать флаг русского корабля по образцу флагов своей родины.

В 1695 году Пётр I начал войну с Турцией. Это послужило мощным толчком к созданию военного флота. Было построено множество военных кораблей. Российские моряки проникли в Чёрное, а затем и в Балтийское море.

В 1697 году Пётр I учредил новый образец военно-морского флага России, который состоял из горизонтальных белой, синей, красной полос. В октябре-ноябре 1699 года появились первые варианты андреевского флага. В 1699 году, когда корабль "Крепость" отправился в Константинополь, Пётр I в инструкции русскому посланнику Емельяну Украинцеву нарисовал трёхполостный флаг с пересекающим его косым крестом.

Особо Пётр I подчёркивал, что андреевский флаг выбран им в честь Святого Андрея Первозванного "ради того, что от сего апостола приняла Россия святое крещение". Дополнительно андреевский флаг по мысли Петра I показывал, что Россия имеет выход к четырём морям. Весьма вероятно, что на выбор Петра повлиял виденный им в Европе флаг Шотландии (синий с белым Андреевским крестом). Святой Андрей считался покровителем Шотландии задолго до введения его культа в России. Известен шотландский Орден Святого Андрея. Пётр скопировал орден и возможно решил перенести на русскую землю и Андреевский флаг, лишь поменяв его цвета.


На гравюрах с изображениями кораблей того времени можно увидеть различные варианты переходных типов флотских флагов (часть из них возможно истинна, часть - вероятнее всего ошибочная реконструкция гравёра). Например, на гравюре, изображающей корабль "Предистинация" на носу, на стеньге и на корме изображены флаги из 9 горизонтальных полос; белых, синих и красных (подобная практика была широко распространена в Голландии). Фрегат "Думкарт" изображён с "гибридным" флагом - андреевский крест обрамлён сверху и снизу полосами национальных цветов.

На гравюре с изображением "Полтавы" на корме корабля реет белый флаг с андреевским крестом, не достигающим концами углов флага, на стеньге - императорский штандарт. Впрочем, гравюра "Полтавы" вызывает определённые нарекания. Дело в том, что на носу корабля изображён красный флаг с андреевским крестом в кантоне, а на корме флаг с андреевским крестом во всё полотнище. Такая практика весьма сомнительна. В русском флоте гюйс (носовой флаг) сначала повторял кормовой, а затем был введён единый гюйс. Если на носу "цветной" флаг, то на корме тоже обязательно должен быть такой. Видимо автор гравюры несколько "аппроксимировал" имеющиеся у него сведения.


Добровольно этот флаг спускался лишь два раза. Юридически обе сдачи осуждены, их виновники понесли наказание. А моряки считают их своим позором. Но так ли уж были виновны капитаны и команды?

«На флаг, гюйс, стеньговые флаги и флаги расцвечивания - смирно! Флаг, гюйс, стеньговые флаги и флаги расцвечивания поднять!» Кто из моряков не помнит этой команды…

Первый раз она прозвучала 11 декабря 1699 года. В тот день Петром I был учреждён Андреевский флаг в качестве официального флага Российского военно-морского флота. «Всякой потентат (государь. - А.М. ), который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет; а который и флот имеет, обе руки имеет», - писал первый российский император в указе «от 13 генваря 1720 года». И ему вторил другой император, Александр III: «Во всём свете у нас только два верных союзника, наша армия и флот…»

А последний раз она прозвучала с заходом солнца 30 октября 1924 года на рейде французского колониального порта Бизерта: «На флаг, гюйс, стеньговые флаги и флаги расцвечивания - смирно! Флаг, гюйс, стеньговые флаги и флаги расцвечивания спустить!» Двумя днями раньше французское правительство признало Советский Союз. Русская армия и флот Петра Врангеля пополнили ряды беженцев...

Между этими двумя датами Андреевский флаг добровольно спускался лишь два раза. Юридически обе сдачи осуждены, их виновники понесли наказание. А моряки считают их своим позором. Но так ли уж были виновны капитаны и команды? Попробуем разобраться.

Первый случай произошёл в ходе Русско-турецкой войны (1828―1829) 11 мая 1829 года: 44-пушечный фрегат «Рафаил» (командир капитан 2-го ранга Семён Стройников), патрулировавший анатолийское побережье на линии Синоп - Батум, встретился с турецкой эскадрой из 15 вымпелов. В её состав входили шесть линейных кораблей, два фрегата, пять корветов и два брига. Умелые манёвры и численное превосходство неприятеля позволили ему окружить русский фрегат. Спешно созванный военный совет постановил драться до последней возможности, а потом сблизиться с ближайшим кораблём противника и взлететь с ним на воздух. Один из офицеров спустился в крюйт-камеру, чтобы всё подготовить к взрыву. Но когда о решении совета сообщили команде, матросы просили довести до капитана, что они не хотят погибать и просят сдать корабль. Стройников приказал спустить флаг.

Когда о капитуляции «Рафаила» доложили императору Николаю I, он повелеть соизволил: «Уповая на помощь Всевышнего, пребываю в надежде, что неустрашимый Флот Черноморский, горя желанием смыть бесславие фрегата «Рафаил», не оставит его в руках неприятеля. Но когда он будет возвращён во власть нашу, то, почитая фрегат сей впредь недостойным носить Флаг России и служить наряду с прочими судами нашего флота, повелеваю вам предать оный огню».

Желание государя исполнилось спустя 24 года. Во время Синопского сражения командующий эскадрой вице-адмирал Павел Нахимов поставил линкоры «Императрица Мария» и «Париж» на шпринги напротив турецкого трофея и сосредоточенными залпами сотни пушек разнёс бывший фрегат «Рафаил».

Свой рапорт о виктории, которая, к сожалению, стала последней победой императорского флота, он начал словами: «Воля Вашего Императорского Величества исполнена - фрегат «Рафаил» не существует».

У моряков есть традиция. Имя выбывшего из списков флота корабля передаётся другому. Тот же злосчастный фрегат наследовал имя петровского линкора (1713 год). Но было сделано и одно исключение. Имя «Рафаил» оказалось навечно вычеркнутым из списков Российского императорского флота.

После капитуляции Турции состоялся суд над офицерами «Рафаила». Все они, кроме мичмана, готовившего корабль к взрыву и не принимавшего участие в решении о сдаче, были разжалованы в матросы и лишены наград.

На самом деле в личной храбрости капитана 2-го ранга Семёна Михайловича Стройникова сомневаться не приходится. Георгиевский крест просто так не дают. А он был его кавалером.

Да и бой действительно не имел смысла. На исход войны он никак не влиял. Турки её безнадёжно проигрывали. Какой-то определённой цели (прикрытие десанта, удержание сектора до подхода основных сил или же, напротив, отвлечение основных сил противника) «Рафаил» не имел. Самое что ни на есть прозаическое патрулирование. И стоило ради этого соблюдать букву устава?

И получается, что приказ о капитуляции был не проявлением малодушия, а настоящей храбростью - пожертвовать своей честью ради спасения экипажа. Эту гипотезу, в частности, не исключает писатель Владислав Крапивин.

Хуже другое. Из 200 человек экипажа в живых к моменту окончания войны и последовавшего затем возвращения пленных оставалось всего 70 человек…

Иногда, впрочем, нашим морякам и морпехам приходилось поворачивать оружие против недавних партнёров по учениям или непосредственно втягиваться в азиатские и африканские разборки. Так, летом 1977 года началась война между двумя союзниками СССР - Эфиопией и Сомали. Примирить противников не удалось, и Москве пришлось делать выбор.

И другой случай, когда добровольно был спущен Андреевский флаг. 28 мая 1904 года. Второй день Цусимского сражения. Несмотря на малоэффективные ночные атаки миноносцев (непосредственно в ходе которых и на следующее утро потонули два устаревших броненосца и два не менее устаревших крейсера), главнокомандующий японским Соединённым флотом вице-адмирал Хэйхатиро Того добился главного - 2-я Тихоокеанская эскадра как единая боевая единица перестала существовать. Утром остатки эскадры (5 вымпелов) были окружены основными силами японцев (25 вымпелов). Понимая, что сопротивление бессмысленно, командующий контр-адмирал Николай Небогатов спустил флаги. Единственный, кто не подчинился приказу, был капитан крейсера 2-го ранга «Изумруд» Василий Ферзен. Он, пользуясь преимуществом в скорости (21,5 узла), пошёл на прорыв и спустя три часа сумел оторваться от преследования.

Позже на суде контр-адмирал признавался: «Я не из мягкосердных и положил бы 50 тыс. жизней, если бы был уверен, что от этого будет какая-нибудь польза для России, но положить тысячи молодых жизней (точнее, 2 280 человек. - А.М. ) ни за что я не считал себя вправе».

Тем не менее он, его штаб, а также капитаны сдавшихся кораблей (за исключением командира эскадренного броненосца «Орёл», получившего в ходе боя 27 мая тяжёлые повреждения и находившегося в небоеготовом состоянии) были осуждены. Самого контр-адмирала приговорили к смертной казни, заменённой 10 годами крепости.

Последнее мало согласовывалось с более мягким, но довольно издевательским приговором командиру миноносца «Бедовый» капитану 2-го ранга Николаю Баранову и чинам штаба вице-адмирала Зиновия Рожественского (сам командующий был оправдан как «не вполне сознававший... значение происходивших вокруг него событий» в результате ранения, полученного в начале боя). Дело в том, что и его корабль сдался в тот же день, что и «осколки эскадры» (А. Новиков-Прибой). В отличие от Небогатова, все фигуранты этого дела были просто отправлены в отставку с лишением некоторых прав и преимуществ, полученных на военной службе.

В принципе приговоры были несправедливы и ориентировались не столько на букву закона, а на общественное мнение, жаждавшее крови (будто её и так мало пролилось) за поражение в войне.

«Бедовый» шёл под флагом Красного Креста. Помимо Рожественского, на борту этой посудинки, отнюдь не рассчитанной на транспортировку раненых, находилось ещё несколько раненых чинов штаба. Так что флаг спускал не боевой корабль, а госпитальное судно, и фактом нарушения Морского устава, статья 354 которого требует сражаться до последней возможности (прекращение сопротивление возможно лишь при значительной убыли личного состава, утраты средств обороны, невозможности справится с течью или пожаром), можно пренебречь.

В случае со сдачей кораблей Николая Небогатова возникает вопрос: а чем действительно можно было оказать сопротивление? Единственный новейший эскадренный броненосец «Орёл» (тип «Бородино») был серьёзно повреждён (в частности, потерял половину артиллерии). Другой эскадренный броненосец, «Николай I» (на нём держал флаг Небогатов), к этому времени уже устарел, уступая как в дальности стрельбы орудий главного калибра (длина ствола 30 против 40), так и в их количестве (2 против 4) и ходе (14 узлов против 17,8 у того же «Бородино»). Два броненосца береговой обороны, напротив, имели очень мощные пушки. Сила их бризантного залпа, несмотря на меньший, чем у эскадренных броненосцев, калибр (254 против 305 мм), превосходила как отечественную, так и японскую артиллерию. Но дальность боя была недостаточной. Судьба «Адмирала Ушакова», расстрелянного с безопасной для японцев дистанции, подтвердила эту печальную для русского флота истину. Оставался ещё крейсер 2-го ранга «Изумруд» (восемь 120-мм орудий). И это против четырёх эскадренных броненосцев и восьми броненосных крейсеров. И опять же без шансов (как и в случае с «Рафаилом») нанести противнику даже не поражение, а хоть какие-то ощутимые потери.

Можно возразить, что перед капитуляцией Небогатов мог бы попытаться уничтожить собственные корабли. Но, во-первых, он был ограничен во времени. Во-вторых, в ходе боя было сожжено шимозой или выведено из строя значительное число плавсредств. Так, все шлюпки и катера левого борта «Николая» были уничтожены, а гребные суда правого борта было невозможно спустить из-за повреждения грузовой стрелы. В-третьих, многие члены экипажей были ранены (на «Орле» 87 человек из 860 членов экипажа). Так что подобный выход (а его предлагали некоторые офицеры контр-адмиралу) был изначально неприемлем.

Кстати, в отличие от сдавшегося экипажа «Рафаила», отношение к русским военнопленным со стороны японцев было безукоризненным (их воспринимали скорее не как пленных, а как почётных гостей, размещали в храмах, дарили цветы), так что капитуляция Небогатова действительно спасла более 2 тыс. жизней.

На этой странице использованы материалы книги А.Н.Басова "История военно-морских флагов", книги В.А.Соколова "Вексиллологический справочник по флагам Российской империи и СССР", а также писем А.Н.Басова.

Собственно военный флот появился в России только при Петре I. Флотские флаги, видимо, появились еще на учебной флотилии Петра I на Переяславском озере. Как известно, страсть Петра к мореплаванию началась с найденного им в амбаре Н.И.Романова старого английского бота. Отремонтированный бот был опробован царем на Яузе и Просяном пруде села Измайлова, но они показались ему слишком тесными. После чего Пётр перевез бот на Переяславское озеро, где под руководством мастера Карштена Бранта и других иностранных мастеров были сделаны также несколько "малых" фрегатов и яхт. Постройка Переявлавской флотилии была завершена в 1692 году.

Однако никаких объективных сведений о флагах на ботике Петра и на судах Переяславской флотилии не сохранилось. Об их внешнем виде (и даже о самом существовании таких флагов) мы можем только гадать...

В 1693 году Петр I с несколькими кораблями предпринял плавание по Северной Двине и Белому морю. На яхте Петра уже тогда был бело-сине-красный полосатый флаг с орлом.

Следующей вехой истории военного флота стал начавший строиться в 1690-х годах Азовский флот. В "Истории русского флота", описывая поход галер Азовского флота Петра I (1696), С. Елагин писал о флагах следующее: "Цвета белый, синий и красный....... весьма вероятно употреблявшиеся еще на переяславской флотилии, развевались на судах Азовского флота. Собственно название флаг хотя и встречается изредка в описных книгах, но принято еще не было. "Знамя, которое к морскому пути надобно: белое, синее, красное", и ""обыклое знамя" - вот характеристика флага, оставленная описными книгами и документами того времени. В ходу флаг носился на верхнем ноке грота-рея; на якоре, или в случае уборки мачт... он вероятно поднимался на кормовом флагштоке. Выражение "подъем флага" не существовало: "знамя", был ли то кормовой флаг или сигнальный, "ставилось" и "спускалось". Неизвестно, существовало ли отличие для флагманов, из описных книг видно только, что на галере Лефорта был флаг злато-главый, с орлом. На галере вице-адмирала на фок-мачте знамя, на грот-мачте значок, на грот-райне вымпел, на фок-рее другой вымпел".

Цитата по "История русского флота" С.Елагина, СПб, 1864 г., гл. 1. с. 40.

Появление первого военно-морского флага России связано с постройкой в 1669 году первого русского военного корабля "Орёл". По сохранившимся свидетельствам для "Орла" в 1668 году был изготовлен флаг, состоящий из белого, синего и красного цветов (при чём для изготовления флага потребовалось равное количества ткани каждого цвета), точное расположение цветов не известно, на флаге было велено "написать" российский государственный герб (указ Алексея Михайловича от 24 апреля 1669 года).

I - Крестовый флаг. Версия П. Белавенеца

Существует несколько реконструкций этого флага. Согласно одной из реконструкций (автор П.И.Белавенец) флаг "Орла" был разделён синим крестом на 2 красных и 2 белых поля по стрелецкому образцу