От чего зависит инвестиционная привлекательность региона. Понятие инвестиционной привлекательности регионов


1. Инвестиционная привлекательность региона

1.1 Методика оценки инвестиционной привлекательности регионов

1.2 Основные факторы, ограничивающие инвестиционную привлекательность регионов, организаций и долговых обязательств РФ

3 Инвестиционная привлекательность регионов РФ

4 Структурные изменения в управлении территориями

5 Причины активизации инвестиционной политики регионов

6 Проблемы согласования инвестиционной политики федерального центра и регионов

Список использованных источников


1 ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА

инвестиционная привлекательность регион

Эффективность инвестиционной политики в федеральном государстве во многом зависит от того, насколько при ее формировании учтены макроэкономический и региональные аспекты, согласованы и стратегически сориентированы на достижение общих экономических результатов интересы центра и регионов.

Инвестиционная привлекательность региона - это совокупность факторов, определяющих приток в них инвестиций или отток капиталов, включая отток человеческого капитала.


1.1Методика оценки инвестиционной привлекательности регионов


Инвестиционную привлекательность регионов России, их кредитные рейтинги, рейтинги муниципалитетов, организаций и облигаций рассчитывают национальные и международные рейтинговые агентства («Эксперт РА», «Национальное рейтинговое агентство», S&P,s, Moody,s, Fitch и др.).

Инвестиционная привлекательность (климат) региона определяется инвестиционным потенциалом и интегральным инвестиционным риском. Методика их расчета была разработана специалистами агентства «Эксперт РА».

Интегральный инвестиционный потенциал регионов - это их потенциальные возможности в развитии экономики. Интегральный инвестиционный потенциал учитывает готовность региона к приему инвестиций с соответствующими гарантиями сохранности капитала и получения прибыли инвесторами. Он включает следующие составляющие - частные инвестиционные потенциалы:

инновационный (уровень развития фундаментальной, вузовской и прикладной науки, уровень информатизации региона);

производственный, тесно связанный с инновационным (ВВП, ВРП - валовой региональный продукт, промышленность и их структура);

институциональный (способность региона (субъекта РФ) выполнять свои функции, степень развития институтов рыночной экономики);

интеллектуальный (уровень и качество человеческого капитала);

финансовый (устойчивость финансовой системы, золотовалютные резервы, сбалансированность бюджетов, объем налоговой базы, прибыльность отраслей экономики);

потребительский (совокупная покупательная способность населения);

инфраструктурный (экономико-географическое положение страны, региона и их инфраструктурная обеспеченность);

трудовой (тесно связан с национальным человеческим капиталом, определяется трудовыми ресурсами и их образовательным уровнем);

ресурсно-сырьевой (обеспеченность экономики природными ресурсами).

Инвестиционный риск - это вероятность (возможность) потери капитала.

Интегральный инвестиционный риск определяется экономическими, финансовыми, политическими, социальными, экологическими, криминальными и законодательными рисками.

Интегральный риск рассчитывают по составляющим:

экономический риск (тенденции в экономическом развитии страны, региона);

финансовый риск (устойчивость финансовой системы, уровень инфляции, степень сбалансированности бюджетов и финансов, валютные резервы, объем чистого экспорта и др.);

политический риск (устойчивость власти, международное положение, распределение политических симпатий населения и др.);

социальный риск (уровень социальной напряженности);

экологический риск (уровень загрязнения окружающей среды);

криминальный риск (уровень преступности в стране, регионе);

законодательный риск (устойчивость государственной системы и институтов, юридические условия инвестирования в те или иные сферы или отрасли, порядок использования отдельных факторов производства).

Интегральные показатели потенциала и риска рассчитываются как взвешенная сумма частных видов потенциала и частных рисков.

Авторы этой методики наибольший вес присваивают потребительскому, трудовому, производственному потенциалам, законодательному, политическому и экономическому рискам. Наименьший вес - природно-ресурсному финансовому и институциональному потенциалам, экологическому риску.

Инвесторы наибольший вес присваивают трудовому и потребительскому потенциалам. То есть их интересуют в первую очередь качество местного труда и возможность расширения производства и продажи товаров.


1.2Основные факторы, ограничивающие инвестиционную привлекательность регионов, организаций и долговых обязательств РФ


Рейтинги регионов, муниципальных образований, организаций и долговых обязательств РФ ограничивают, как отмечалось выше, страновые рейтинги России. Хотя кредитный рейтинг России повышен в 2006 году до уровня инвестиционного (А-), это не означает аналогичного повышения ее других рейтингов, оценивающих инвестиционный климат в стране и определяющих приток капитала в страну.

Сравнительно высокий кредитный рейтинг России со стороны трех ведущих мировых рейтинговых агентств обусловлен стабилизацией финансовой системы страны на федеральном уровне. Однако эта стабилизация отсутствует на уровне регионов и особенно на уровне муниципальных образований. Регионы страны в основном дотационны и формируют сбалансированные бюджеты за счет трансфертов из федерального бюджета. Особенно несбалансированными оказались на этом этапе реформирования межбюджетных отношений бюджеты многих крупных городов - столиц субъектов РФ, которые являются финансовыми донорами территорий субъектов РФ. Однако из-за действующей системы межбюджетных отношений и методик Минфина РФ для распределения налоговых средств и иных сборов, собираемых на их территориях, бюджеты городов-доноров снизились примерно втрое относительно бюджетов субъектов РФ в реальном исчислении за последние 5-7 лет. В результате города-доноры имеют бюджеты, которые не способны даже обеспечить эффективное функционирование городских хозяйств, не говоря уже об их развитии и совершенствовании.

Основные критические замечания аналитиков рейтинговых агентств связаны с «голландской болезнью» России. «Голландская болезнь» - это жизнь страны за счет доходов от продаж природных ресурсов (в основном нефти и газа). Названа эта болезнь так по имени страны, которая наиболее отчетливо продемонстрировала негативные особенности данной болезни для экономики и развития страны и общества. В прошлом у Голландии был период, когда получив значительные доходы от продаж нефти, она снизила темпы развития производств с высокой добавленной стоимостью и в результате временно отстала от ведущих стран мира по уровню и качеству жизни населения.

Другие причины низкого рейтинга в части инвестиционной привлекательности и предпринимательского климата России связаны с низким уровнем управляемости страной (слабостью власти, криминализацией экономики и государства), высокой коррумпированностью, слабой диверсификацией экономики, неразвитостью демократии, экономической свободы, гражданского общества. По всем этим показателям Россия занимает места в конце первой или во второй сотне стран мира.

Одним из основных показателей инвестиционной привлекательности страны является уровень инфляции. За последние годы большинство развивающихся стран мира и стран с переходными экономиками решили свои проблемы с инфляцией и снизили её до 4%. Развитые страны удерживают инфляцию ниже 3%, проводя жесткую политику таргетирования. В России же инфляцию так и не удалось снизить до значений, которые принято называть в экономике умеренными.

Повышенная инфляция по инвестиционным товарам является препятствием на пути инвестиций в реальный сектор экономики. Для оживления экономики, для оживления предпринимательской деятельности необходимо стимулировать со стороны государства приобретения предпринимателями новых современных средств производства, создания новых производств, приобретения новых технологий с целью выпуска конкурентоспособных товаров. И в условиях трансформирующейся (переходной) экономики - это одна из основных задач государства.


1.3Инвестиционная привлекательность регионов РФ


Инвестиционные потенциалы и риски регионов по данным рейтингового агентства «Эксперт РА» приведены для первой десятки регионов в таблице 1. Инвестиционные рейтинги агентства «Эксперт РА» использует для составления карты инвестиционной активности регионов Министерство экономического развития и торговли РФ.


Таблица 1 - Инвестиционный потенциал и ранг риска экономически крупнейших российских регионов в 2004-2005 гг.

Ранг потенциалаРанг риска в 2004-2005 гг.Регион (Субъект федерации)Доля в общероссийском потенциале в 2004-2005 г, %Изменение доли в потенциале 2004-2005 г к 2003-2004 г2004-2005 гг.2003-2004 гг.119Москва16,218-1,564221Санкт-Петербург6,422-0,1493319Московская обл.4,260-0,2504540Ханты-Мансийский автономный округ2,6980,1445436Свердловская обл.2,588-0,184668Нижегородская обл.2,2740,0357820Самарская обл.2,081-0,079895Татарстан2,023-0,02791016Краснодарский край2,0200,00310126Ростовская обл.1,951-0,017

В настоящее время ведущей теорией развития, базирующейся на практике, стала теория конкурентных преимуществ региона. Последний должен максимально использовать свои природные, производственные, интеллектуальные, технологические или иные преимущества при составлении и реализации инвестиционной стратегии и программ своего развития. Именно теория конкурентных преимуществ лежит в основе разработки стратегий, концепций и программ развития регионов РФ.

Ведущее положение в экономике РФ занимают регионы-доноры. Первое место по экономическому потенциалу занимает Москва. Главное конкурентное преимущество столицы страны - статус её финансового центра. Банкам Москвы принадлежат более 80% активов всей банковской системы страны. На Московских фондовых биржах обращается около 90% ценных бумаг.

В число экономически сильных регионов входят: развитый на уровне России) во всех отношениях г. Санкт-Петербург, с высокой долей предприятий машиностроения и высоких технологий, с развитыми наукой, системой образования, высокой культурой; Свердловская, Нижегородская, Самарская обл., Татарстан с диверсифицированными и конкурентоспособными наукой, системой образования, промышленностью.

Отметим, что в число экономически ведущих регионов не входят субъекты РФ с высокой концентрацией предприятий ВПК, которые в период до распада СССР играли определяющую роль в их экономиках за счет бюджетных ассигнований.

По инновационному потенциалу регионы, в соответствии с методикой рейтингового агентства «Эксперт», имеют ранг, представленный в таблице 2.


Таблица 2 - Ринг инновационного потенциала регионов в 2004-2005 гг.

Ранг инновационного потенциала регионаСубъект РФРанг инновационного потенциала регионаСубъект РФ1Москва14Калужская обл.2Московская обл.15Воронежская обл.3Санкт-Петербург16Красноярский край4Нижегородская обл.17Башкортостан5Свердловская обл.18Саратовская обл.6Ленинградская обл.19Томская обл.7Самарская обл.22Краснодарский край8Новосибирская обл.29Тюменская обл.9Челябинская обл.35Ханты-Мансийский АО10Татарстан40Белгородская обл.11Ростовская обл.43Тамбовская обл.12Пермская обл.57Курская обл.13Тульская обл.61Липецкая обл.

Инновационный потенциал, в рамках использованной методики, оценивался по уровню развития фундаментальной, вузовской и прикладной наук с учетом внедрения их результатов в регионе. В целом он коррелирует с инвестиционным потенциалом регионов.

Финансовый потенциал региона определяет его способность поддерживать инвестиционный процесс. В таблице 3 приведен ранг финансового потенциала регионов. Ранг финансового потенциала регионов коррелирует с суммарным инвестиционным потенциалом. То есть регионы с высоким финансовым потенциалом (с высокой налоговой базой и высокой совокупной прибыльностью прдприятий региона) имеют привлекательный инвестиционный климат.


Таблица 3 - Ранг финансового потенциала регионов по рейтинговому агентству «Эксперт» в 2004-2005 гг.

Ранг финансового потенциала регионаСубъект РФРанг финансового потенциала регионаСубъект РФ1Москва14Пермская обл.2Ханты-Мансийск. АО15Ростовская обл.3Санкт-Петербург16Нижегородская обл.4Московская обл.17Омская обл.5Свердловская обл.18Иркутская обл.6Татарстан20Волгоградская обл.7Красноярский край27Ставропольский край8Башкортостан29Саратовская обл.9Ямало-Ненецкий АО32Воронежская обл.10Самарская обл.35Липецкая обл.11Краснодарский край41Белгородская обл.12Челябинская обл.43Курская обл.13Кемеровская обл.54Астраханская обл.

На инвестиционную привлекательность региона существенно влияют политические риски. Они зависят от политической стабильности, от стабильности местного законодательства, от взглядов и менталитета его элиты, от политических симпатий и менталитета населения, от авторитета региональной власти, от отношений между властями региона, между регионом и федеральным центром.

Методика, использованная агентством «Эксперт» для оценки рейтинга политического риска, базируется на показателе стабильности в регионе политической обстановки, стабильности местных законов и правил для бизнеса. Поэтому высокий ранг имеют республики и национальные автономные округа, зачастую с авторитарными режимами власти. В то же время субъекты РФ с высоким уровнем и высоким качеством ЧК, высоким инновационным потенциалом, высоким ВРП на душу населения занимают низкие места (Москва - 35, Самарская обл. - 76, Санкт-петербург - 80). Подобная методика оценки политического риска учитывает роль политических пристрастий губернаторов и мэров этих регионов, которые существенно и субъективно влияют на инвестиционный процесс. В общем рейтинге по инвестиционному риску политический риск для сильных регионов компенсируется за счет других составляющих интегрального риска.


1.4Структурные изменения в управлении территориями


Введение в нашей стране в ходе перестройки управления института президентской власти и президентов в суверенных республиках, губернаторов с широкими властными полномочиями в краях и областях разрушило вертикальные элементы структуры централизованного управления и снизило эффективность управления страной в переходный период. Введение принципов правового регулирования, либерализации экономики потребовало определенного делегирования полномочий Центра субъектам Федерации, их организационным структурам.

Децентрализация управления экономикой в условиях перехода к рыночным отношениям - весьма сложный процесс. Формально регионам передается все больше полномочий по управлению экономикой, которые раньше были прерогативой Центра. Но такая передача полномочий «механически» не решает проблем взаимодействия Федерации и её субъектов, следствие этого - сложности, связанные с разделом собственности. Особенно трудно для регионов решить задачи управления социальной и экологической политикой. В настоящее время экономическая, социальная и экологическая политика на местах осуществляется вне связи с политикой федерального правительства. Практически региональные органы управления осуществляют все функции управления вне связи с задачами, решаемыми федеральными структурами. Однако возможности реализации в регионах ограничены действующими бюджетной, налоговой и кредитно-финансовой системами. Проблема приведения бюджетно-финансовой системы в соответствие с отношениями Федерации и регионов, а также в сфере межрегиональных взаимодействий является еще одной сложной задачей государственного управления России в современный период.

Принципиально новое в объекте управления регионов - многосекторная собственность. Наряду с государственным сектором созданы и продолжают расширяться сектора частной, коллективной и совместной собственности. Создано большое количество производственных АО, холдингов, трастовых компаний, концернов, корпораций, предприятий малого бизнеса.

В последнее время все большее распространение стали получать финансово-промышленные группы (ФПГ), обеспечивающие полный цикл - от производства до реализации продукции, то же наблюдается за рубежом и объясняется требованиями интеграции различных видов деятельности, объединенных воспроизводственным единством. ФПГ организуют свою деятельность на принципах акционерного общества открытого типа. В ФПГ сосредотачиваются усилия промышленных предприятий, банков, торговых домов, инвестиционных фондов, строительных, транспортных организаций, страховых компаний, бирж и т.п.

Притягательность объединения для предприятий основного звена заключается в том, что объединения позволяют обеспечивать сохранность сложившихся связей по поставкам сырья, реализации готовой продукции, проводить согласованную инвестиционную политику, повышать эффективность производства и увеличивать размер прибыли и рентабельности на каждом предприятии.

Процесс формирования новых структур собственности во всех сферах продолжается.

В производственной сфере предстоит комплексное совершенствование объекта управления - изменение структуры производства за счет увеличения производства товаров народного потребления; развития сферы услуг; деконцентрации производства, особенно в отраслях тяжелой промышленности; проведение кардинальных мероприятий по охране окружающей среды, совершенствованию социальной и производственной инфраструктур. Наряду с этим интенсивно идет процесс формирования рыночной инфраструктуры в регионах - коммерческие банки, биржи, страховые компании, сеть аукционов и т.п.

В условиях рыночных отношений региональные объекты управления преобразуются в автономно-самостоятельные и взаимосвязанные (технологически и экономически) конгломераты производственных коммунальных и культурных комплексов. То, что при администртивно-командной системе между предприятиями региона и между регионами решалось на верхних уровнях управления, в новой ситуации должно решаться на среднем уровне - в регионах. Переход к комплексному управлению экономикой региона - республики, края, области - по существу должен инициировать демократизацию управления с включением в процесс управления широких кругов трудящихся, так как принятие и реализация управленческих решений будут происходить в тесном контакте с трудовыми коллективами и населением городов, рабочих поселков и др. Результаты этих решений будут предаваться гласности через средства массовой информации, что поднимет ответственность авторов за реализацию принимаемых решений. Такая организация управления повысит его эффективность.

Отраслевой орган Федерации осуществляет управление структурами среднего звена, имеющими государственную долю собственности в уставных капиталах, путем назначения лиц в Советы директоров. Помимо отраслевых структур управления, назначение государственных представителей в Советы директоров осуществляет назначенный представитель государственного комитета по тому или иному направлению экономики.

Взаимодействие объединений со своими структурами осуществляется на договорной основе.

Указом Президента «О реформе государственных предприятий» от 23 мая 1994 г. Введена новая форма государственного предприятия, прошедшего процедуру банкротства, - казенные заводы, фабрики, хозяйства. Эти казенные предприятия крайне ограничены в самостоятельности, за ними закрепляется лишь функция оперативно-производственного управления. Остальные государственные предприятия имеют ограниченную самостоятельность, их деятельность регламентируется положениями Гражданского кодекса России и законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности»


1.5Причины активизации инвестиционной политики регионов


Региональные органы власти стали проявлять значительную активность в улучшении инвестиционного климата, создании зон наибольшего благоприятствования, предоставлении различных налоговых льгот, развитии лизинговой деятельности, кредитной поддержки инвестиций. В 1993-1994 гг. над формированием собственного инвестиционного законодательства стали работать республики Коми,Саха-Якутия и Татарстан. Затем к формированию пакета законодательных и иных документов по инвестиционной деятельности приступил ряд других регионов. Если в 1997 г. Только 5 регионов имели специальное инвестиционное законодательство, то к 2000 г. Около 70 регионов приняли законодательные и нормативные акты в области инвестиционной деятельности.

В целом процесс формирования регионального инвестиционного права был направлен на совершенствование и дополнение в рамках компетенции региональных органов власти федеральной нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности. Вместе с тем анализ показывает наличие существенных различий в ранних и более поздних законодательных актах: если первые законодательные акты были нацелены в основном на привлечение иностранных инвестиций, то последующие документы определяли условия благоприятные для всех типов интересов. В определенной степени это явилось отражением постепенного отхода от младореформистской трактовки иностранных инвестиций как решающего фактора экономического развития и признания того факта, что масштабный приток иностранных инвестиций, как правило, следует за возобновлением внутренних инвестиций в результате создания благоприятных и стабильных условий в стране.

Имея возможность в рамках существующего федеративного устройства России вести собственную инвестиционную политику, создавать и реализовывать различные схемы стимулирования инвестиций, региональные власти накопили за период рыночного реформирования значительный опыт в сфере инвестиционного сотрудничества, и их роль в этом процессе в последнее время все усиливается.

В наиболее общем виде инвестиционная политика регионов включает следующие основные элементы:

разработка и принятие пакета законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционный процесс;

предоставление гарантий сохранности частного капитала;

предоставление налоговых и иных льгот, отсрочек по налоговым и арендным платежам, нефинансовых стимулов;

создание организационных структур по поддержке инвестиционной деятельности;

содействие в разработке, проведении экспертизы и сопровождении инвестиционных проектов;

выдача гарантий и поручительств коммерческим банкам, финансирующим инвестиционные проекты;

мобилизация средств населения посредством выпуска муниципальных ценных бумаг;

содействие становлению институтов региональной инвестиционной инфраструктуры.

Организационные структуры управления экономикой регионов в настоящее время и в перспективе их развития на обозримое будущее нельзя назвать совершенными. Развитие объекта управления всегда будет вызывать необходимость совершенствования структуры применительно к каждой новой ситуации. Другими словами, в регионах, равно как и в Центре, должен вестись постоянный поиск более эффективных организационных структур. При этом могут исключаться излишние звенья, службы или, наоборот, включаться новые целенаправленные формы управления, встроенные в действующие или новые организационные структуры. При росте объемов управленческой работы на региональном уровне могут быть применены более эффективные и дифференцированные или комбинированные формы управления.


1.6Проблемы согласования инвестиционной политики федерального центра и регионов


С активизацией инвестиционной политики регионов возникает ряд проблем, связанных с углублением межрегиональных противоречий. В их числе усиление конкуренции за привлечение инвестиционного капитала, возрастание дифференциаций уровней социально-экономического развития, разрыв единого инвестиционного пространства. Эти противоречия достаточно тесно взаимосвязаны.

Российские регионы характеризуются высокой степенью экономической неоднородности, а следовательно, и различием возможностей привлечения инвестиционных ресурсов. Анализ региональной структуры инвестиций свидетельствует о неравномерном распределении средств: предпочтения инвесторов связаны в основном с вложениями ресурсов в крупные центры с развитой рыночной инфраструктурой, со сравнительно высокой платежеспособностью населения, а также в сырьевые регионы. Рост самостоятельности регионов в проведении региональной политики инициирует усиление конкурентной борьбы между регионами за привлечение инвестиционного капитала путем предоставления более благоприятных условий для его использования. Это имеет не только позитивные, но и негативные последствия.

Дифференцированность инвестиционной среды, многообразие форм и методов стимулирования инвестиций, отсутствие унифицированных схем продвижения проектов затрудняют активизацию инвестиционного процесса. Анализ фактологического и статистического материала свидетельствует о продолжающихся процессах вывоза отечественного капитала, отсутствии масштабного притока иностранных инвестиций и т.д.

Хотя многим регионам удалось разработать более системную, чем на федеральном уровне, инвестиционную политику, это не привело к кардинальным сдвигам в инвестиционной сфере. Очевидно, что при наличии противоречий между федеральным и региональным законодательствами правовой механизм не может обеспечить гарантированные инвестиции.

Таким образом, проблема создания необходимой законодательно-нормативной базы инвестиционной деятельности в комплексе не разрешена: нет механизмов реализации рассмотренных законов, отсутствуют необходимые подзаконные акты, не учтены в ряде случаев интересы регионов.

Очевидна потребность в разработке государственной инвестиционной политики и ее нормативно-правовой базы на основе анализа, систематизации и унификации федерального и регионального инвестиционного права с учетом апробированных на практике отечественных достижений, а также мирового опыта. Формирование взвешенной инвестиционной политики, позволяющей согласовать интересы федерального центра и регионов, будет способствовать нивелированию различий региональных условий инвестирования, а следовательно, уменьшению дифференциаций уровней развития регионов.

При этом встает проблема достижения сбалансированности экономических и социальных условий регионального развития. Речь идет о том, что ориентация инвестиционной политики государства на экономическую эффективность ведет к росту доходов федерального бюджета, но одновременно и к возрастанию дифференциации уровней социально-экономического развития регионов, определяя необходимость усиленной государственной поддержки отстающих регионов. В то же время акцент на социальную сторону, на поддержку слабых регионов с целью ослабления территориальных диспропорций уменьшит экономический эффект в настоящем, но восполнит его будущим снижением государственной помощи.

Взвешенный подход к формированию государственной инвестиционной политики предполагает учет как общероссийских принципов и законов, так и специфики регионального развития, отказ от бессистемной поддержки регионов, активизацию собственных инвестиционных возможностей региона. Мобилизация внутренних ресурсов является основой привлечения внешних потоков капитала не только на уровне национальной экономики, но и на региональном уровне.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.Игонина Л.Л. Инвестиции: Учебное пособие /под ред. д-ра экон.наук, проф. В.А.Слепова - М.: Экономист, 2004. - 478 с.

2.Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 542 с.

Корчагин Ю.А., Маличенко И.П. Инвестиции: теория и практика. - Ростов на Дону: Феникс, 2008. - 509 с.

Шарп, Уильям, Александер, Гордон Дж., Бейли, Джеффри Инвестиции [Текст]: Учебник /У.Шарп, Г.Дж.Александер, Д.Бейли. - М.: Крон-Пресс, 1998. - 1024с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Евгений Смирнов

Bsadsensedinamick

# Инвестиции

Лидеры рейтинга

Навигация по статье

  • Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2018–2019 года
  • Инвестиционная привлекательность субъектов РФ в 2019 году
  • АСИ: рейтинг инвестиционной привлекательности 2019 года
  • Двадцатка лидеров рейтинга инвестиционной привлекательности субъектов РФ (2019 год)
  • Выводы

В июне этого года на Петербургском международном форуме был представлен рейтинг регионов России-2019, который показал все преимущества и недостатки бизнес-среды субъектов для отечественных и иностранных инвесторов. Были также озвучены наиболее эффективные практики повышения показателя и шаги по улучшению инвестиционного климата конкретных регионов. Однако полную картину можно получить, проанализировав показатели не только текущего года, но и прошлых лет.

Исходной информацией для оценки привлекательности инвестиций в конкретный субъект выступают законодательные акты, региональные исследования, публикации и опросы. Но самыми важными источниками для оценки являются статистические данные по развитию регионов, которые собираются уполномоченными органами. На основании полученных данных компания Эксперт РА составляет рейтинги, которые позволяют потенциальным инвесторам получить максимум информации по интересующему субъекту.

Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2018–2019 года

Существует множество методик оценки показателя бизнес-привлекательности субъектов Федерации. Они различаются между собой позициями в методологическом расчете и самими методами проведения расчетов. Национальный рейтинг субъектов Федерации базируется на официальной информации, которая собирается Росстатом и уполномоченными федеральными ведомствами. Среди них - Министерство экономического развития РФ.

За последние четыре года явно виден рост привлекательности некоторых регионов для успешной и долговременной инвестиционной деятельности. Однако в определенные периоды показатель лидирующих субъектов снижался. По данным прошлых лет, почти 80% всех иностранных инвестиционных вливаний получают лишь 16 регионов.

Инвестиционная привлекательность субъектов РФ в 2019 году

На лидирующих позициях в рейтинге 2019 года оказались мощные регионы с большим ресурсно-сырьевым потенциалом. Анализ показал падение бизнес-привлекательности субъектов-аутсайдеров. Исключением является Калужская область, власти которой приложили усилия для разработки выгодных условий для инвестиционных вложений, направленных на инновационные и технологичные отрасли.

Что же касается субъектов по отдельности, то национальный рейтинг регионов России 2019 года охватил всех участников и отображает следующие результаты:

  • Два региона (Москва и Республика Татарстан) обладают отличным потенциалом и характеризуются минимальным риском для инвесторов.
  • Три субъекта (Санкт-Петербург, Тюменская и Калужская области) демонстрируют умеренные риски и высокий инвестиционный потенциал.
  • Оценка шести регионов, среди которых Ленинградская и Московская области, показала некоторое снижение инвестиционной привлекательности и минимальные риски.
  • В четырех регионах наблюдается низкий показатель и риск на экстремальном уровне.
  • Средний потенциал и высокий риск показали 10 субъектов.
  • Незначительным потенциалом с высокими рисками отличились 12 регионов.
  • У одиннадцати регионов оценка инвестиционной привлекательности выявила незначительный потенциал и риск на умеренном уровне.
  • Оставшиеся субъекты показали снижение потенциала, но умеренные риски.

На снижение показателей субъектов-аутсайдеров повлияли низкие темпы развития инфраструктуры, слабая экономика, отрицательные данные по притоку инвестиций, разработка неэффективных бюджетов и внушительная долговая нагрузка. В качестве метода создания приемлемых условий для инвесторов, регионам рекомендовано усилить государственную поддержку и расширить возможности бюджетов в данном направлении.

Специалистами Минэкономразвития и Агентства стратегических инициатив была разработана обширная «дорожная карта» по улучшению инвестиционного климата - как субъектов в отдельности, так и страны в целом. Её реализация стала одной из приоритетных задач, поставленных перед государством. Таким образом, рейтинг регионов России 2019 внушает инвестиционный оптимизм, о чем свидетельствуют уже проведенные оценки.

АСИ: рейтинг инвестиционной привлекательности 2019 года

Являясь совместным проектом АСИ (Агентства стратегических инициатив), Торгово-промышленной палаты, Российского союза предпринимателей и промышленников, а также других деловых объединений, рейтинг дает оценку предпринимаемым шагам региональных властей по улучшению инвестиционного климата субъектов. В процессе оценивания выявляются эффективные практики, а результаты рейтинга выполняют важную цель - создание конкурентоспособной инвестиционной среды и стимулирование регионов к борьбе за инвестиции.

В этом году на Петербургском международном экономическом форуме был представлен национальный рейтинг регионов России 2019 от АСИ. В оценке полученных данных важное место занимал не только анализ инвестиционного климата по традиционным показателям, но также критерии качества оказания различных государственных услуг. Здесь речь идет о выдаче разрешений и лицензий, регистрации юридических лиц, поддержке малого бизнеса и прочее.

По традиции последних лет была озвучена первая двадцатка лидеров, но специалисты отметили, что многие субъекты улучшили свои показатели благодаря ранее разработанной «дорожной карте» и предпринимаемым экономическим усилиям региональных и местных властей.

Двадцатка лидеров рейтинга инвестиционной привлекательности субъектов РФ (2019 год)

  • Москва продемонстрировала рост на один показатель и получила первое место.
  • С первого на третье место переместилась Тюменская область. Татарстан стал вторым.
  • Настоящий прорыв по улучшению привлекательности бизнес-среды для инвестиций совершила Калужская область (+9 позиций, 4 место).
  • Санкт-Петербург снизил свои позиции и стал пятым в рейтинге.
  • В десятке лучших также оказались Тульская, Московская, Белгородская, Ленинградская и Ульяновская области.

Экспертами также был отмечен отличный результат Новгородской и Смоленской области, которые заняли 14 и 20 места соответственно в рейтинге инвестиционной привлекательности.

Рейтинг регионов РФ в 2018 году по инвестиционной привлекательности

Субъект Итоги 2019 года Итоги 2018 года Сравнение позиций
Москва 1 2 +1
Республика Татарстан 2 3 +1
Тюменская область 3 1 -2
Калужская область 4 13 +9
Санкт-Петербург 5 4 -1
Тульская область 6 5 -1
Московская область 7 9 +2
Белгородская область 8 11 +3
Ленинградская область 9 12 +3
Ульяновская область 10 10 0
Чувашская Республика 11 8 -3
Тамбовская область 12 16 +4
Краснодарский край 13 6 -7
Новгородская область 14 29 +15
Воронежская область 15 7 -8
Республика Башкортостан 16 23 +7
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 17 14 -3
Ярославская область 18 17 -1
Новосибирская область 19 19 0
Смоленская область 20 31 +11

Выводы

На основании данных рейтинга инвестиционной привлекательности субъектов РФ за 2019 год, можно с уверенностью отметить - залогом первых мест в рейтинге становятся хорошие условия для ведения бизнеса, природные ресурсы и столичные преимущества.

На первых строчках по-прежнему находится Москва. Постепенно выбиваются в лидеры регионы с развивающимся ресурсным потенциалом (например, Тюмень). Важным условием для инвестиционного успеха также остается комфорт оказания институционных услуг, что доказали Белгородская и Калужская области.

В ряде регионов наблюдается повышение инвестиционного потенциала, что достигнуто поддержкой государства и разумным распределением средств между отраслевыми структурами. Многие субъекты занялись проведением реформ, включая создание системы привлечения инвесторов, снижение барьеров административного уровня, оптимизация регистрационных процедур и прочее. Появляются интенсивные иностранные вливания из Китая и других стран, что восполняет пробел от потери некоторых европейских партнеров.


УДК 338.2 © В.А. Рубан

Привлекательность региона для населения и бизнеса

В статье рассматривается проблема обеспечения привлекательности региона.

Рассмотрены основные факторы и ресурсы привлекательности.

Ключевые слова: общественное мнение, экономическая привлекательность.

© V.A. Ruban Attractiveness of the area for the public and businesses

The problem of ensuring the attractiveness of the region. The main factors and resources of appeal.

Keywords: public opinion, the economic attractiveness.

Под привлекательностью территориально-отраслевой экономической системы автор понимает соответствие системы как требуемым запросам потребителей-субъектов системы, так и требуемым темпам роста показателей ее функционирования. Привлекательность территориально-отраслевой социально-экономической системы выражается в организации среды жизнедеятельности, направленной на получение стратегических конкурентных преимуществ.

Привлекательность системы может быть оценена в различном аспекте. Автор предлагает учитывать экономические, социальные, политические и геоэкономические составляющие привлекательности (табл. 1).

Таблица 1

Показатели оценки привлекательности территориально-отраслевой социально-экономической системы как среды жизнедеятельности

Виды привлекательности Показатели оценки

Привлекательность системы для бизнеса Привлекательность системы для населения

Экономическая Конкурентоспособность Уровень доходов

Бизнес-активность Развитие рынка

Развитие инфраструктуры Уровень накоплений

Социальная Трудовая миграция Культура

Качество трудовых ресурсов Толерантность

Демография Правопорядок

Политическая Безопасность Самореализация

Самодостаточность Ролевой статус

Стабильность Стабильность

Геоэкономическая Уникальность ресурсов Природные преференции

Логистика Рекреационные возможности

Запасы ресурсов Экология

Социальная привлекательность - это способность социально-экономических систем региона удовлетворять спрос субъектов рынка социальных услуг, и возможности реализации человеческого капитала на конкурентоспособном уровне по сравнению с другими регионами. Социальная привлекательность определяется как объективными показателями уровня и качества жизни, так и субъективными факторами территориальных преференций.

Социальная привлекательность - это способность ТОСЭС удовлетворять сегодняшним и будущим интересам общества в целом и каждого индивидуума в отдельности.

Взаимосвязь процессов, поднимающих уровень и качество жизни, выражается в развитии и использовании потенциала человека.

Очевидно, что повышение уровня жизни населения дает возможность (материальную базу) развивать личность как в образовательном, так и в культурном и эстетическом плане. При этом происходит рост качества жизни, заключающийся прежде всего в использовании накопленного потенциала личности.

Экономическая привлекательность, по мнению автора, определяется возможностью и стремлением внутренних и внешних субъектов террито-

риально-отраслевой экономической системы к активным экономическим действиям, в т. ч. к желанию вступать в партнерские отношения с другими субъектами как внутри системы, так и вне ее.

К основным экономическим факторам, определяющим привлекательность, можно отнести территориальные издержки и преференции, степень деловой активности и уровень развития инфраструктуры, которые определяют эффективность развития экономики на территории. На качество жизни воздействуют затраты и доходы субъектов рынка, а также степень развития рынка на территории.

Политическая привлекательность региона обусловлена многими факторами. Республика Бурятия - полиэтнический субъект Российской Федерации. В 1990-е и последующие годы в республике удалось сохранить взаимное понимание между основными этническими общностями, группами населения и толерантность в межнациональных отношениях. В настоящее время этнополитическая ситуация в Бурятии отличается стабильностью и устойчивостью, характеризуется благоприятным климатом и отсутствием серьезных противоречий и проявлений экстремизма.

Геоэкономическая привлекательность региона обусловлена его уникальным расположением. Республика занимает выгодное географическое положение в системе взаимоотношений Российской Федерации со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Практически Забайкалье можно рассматривать как "транспортные ворота" России в АТР.

Экономическим ресурсом территориально-отраслевой экономической системы является совокупность экономических ресурсов территорий, имеющихся в наличии в настоящее время и формируемых в стратегической перспективе, которые могут быть использованы в процессе производства социальных услуг, предоставления их на рынок и реализации потребителям.

Автор считает, что источники привлекательности территориально-отраслевой экономической системы основаны на наличии и степени качества развития экономических ресурсов региона, которые состоят из структурной, ситуационной и процессной части (рис. 1).

В процессе развития территориально-отраслевых социально-экономических систем соотношение частей экономических ресурсов динамически изменяется.

Привлекательность системы

Структурные (производственные) Ситуационные (управленческие) Процессные (организационные)

Качество фондов - Производственные ресурсы - Природные ресурсы Качество экономики - Структура ВРП - Инвестиции Качество развития - Диверсификационное - Стратегическое

Качество кадров - Трудовые ресурсы - Интеллектуальные ресурсы Качество институтов - Нормативно-правовое - Система поддержки Качество инноваций - Технологическое - Методическое

Качество геоэкономики - Климат - Экология Качество отношений - Экономическое - Поведенческое Качество информации - Маркетинговое - Техническое

Рис. 1. Ресурсы привлекательности территориально-отраслевой социально-экономической системы

Влияние целевых долгосрочных приоритетов общества на потребление ресурсов в большинстве случаев выражается в ограничении их потребления. Причины таких ограничений могут быть различными, а именно:

Экологические ограничения на добычу некоторых ресурсов и способы добычи других ресурсов, которые удорожают стоимость ресурсов или ограничивают их применение до минимума;

Резервирование ресурсов для следующих поколений как моральная цель общества, выражается также в удорожании ресурсов, их замене либо изменении технологии их переработки (повышение эффективности);

Научно-технический прогресс через развитие технологий и повышение общего уровня экономики ставит свои ограничения на использование ресурсов, заключающиеся в замене ресурсов.

В случае, когда запасы ресурсов в экономике превышают спрос, возникает первый тип убытков от их использования, заключающийся в снижении цены на ресурсы, увеличении затрат на их хранение и других убытках. В территориально-отраслевых социально-экономических системах это является источником дисбаланса по недоиспользованию производственных мощностей, трудовых ресурсов, территории, а также удорожанию затрат на их текущее обслуживание. Эти затраты фактически переносятся на объем выпускаемого регионального продукта и, как следст-

Ж.Б. Тумунбаярова. Состояние и проблемы малого предпринимательства в Забайкальском крае

вие, к снижению уровня жизни населения, увеличению издержек для предприятий и снижению привлекательности ТОСЭС для населения и бизнеса.

Очевидно, что оплата используемых ресурсов, лежащая в основе издержек территории, не только определяет его экономическую привлекательность, но и формирует социальную привлекательность региона. При этом многое зависит от структуры издержек. Структуру себестоимости общественного продукта условно можно разделить на две составляющие: ресурсную и организационно-процессную.

Организационно-процессная составляющая отражает эффективность производственных процессов, применяемых технологий и методов организации производства. Именно баланс между этими составляющими в издержках на производство валового продукта территории будет определять ориентацию системы, т. е. целью управления издержками в программах является не просто их снижение, но и создание определенной структуры, удовлетворяющей задачам обеспечения экономической и социальной привлекательности территории.

В случае, когда запасы ресурсов в экономике ниже спроса на них, возникает второй тип убытков, связанный с увеличением цен на ресурсы, снижением выпуска продукции, производимых из данных ресурсов, необходимостью дополнительного изыскания ресурсов и, следовательно, дополнительных инвестиционных затрат. В территориально-отраслевых социально-экономических системах это является источником дисбаланса по нехватке производственных мощностей, трудовых и других ресурсов, что также снижает привлекательность системы.

Рубан Владимир Алексеевич, кандидат экономических наук, доцент ФБГОУ ВПО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления».

Ruban Vladimir Alexeevich, candidate of science in economics, assistant professor, East-Siberian State University of Technology and Management

  • Катищин Денис Сергеевич , студент
  • Менский Андрей Владимирович , магистр, студент
  • Поволжский Государственный Университет Сервиса
  • ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ
  • РЕГИОН
  • ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Изучение проблем и закономерностей развития инвестиционного потенциала региона является вполне актуальной. Основной целью региональной политики является достижение высокого уровня развития инвестиционного потенциала, при котором возможно достижение регионом высоких показателей конкурентоспособности, с помощью сбалансированных и взаимосвязанных целей и задач инвестирования при реализации конкретных проектов в сфере инноваций. При этом основным условием для развития инновационной составляющей является объединение инновационной и инвестиционной функций под единым управлением региональных властей.

  • Влияние экономических санкций США и Евросоюза на банковскую систему РФ
  • Проблема снижения мотивации персонала в организации: причины, факторы, методы устранения
  • Актуальность конкурентоспособности малого бизнеса в волгоградской области
  • Промышленность, как основополагающий фактор регионального развития
  • Особенности управления предприятиями общественного питания

Практический и научный интерес в Российской Федерации (РФ) к инвестиционному развитию и его проблематике уже на протяжении более чем десять лет, остается на высоком уровне.

Необходимо отметить следующее, что примерно 17 лет назад Россия произвела смену парадигмы государственности, связанную с началом перехода от плановой экономики к рыночной экономике, для которой проблема привлечения инвестиций и подъема на этой основе производительного сектора является доминирующей.

В связи с кризисными явлениями в мировой экономике проблема создания эффективной системы управления инвестиционной деятельностью на различных уровнях экономики становится все более актуальной. Так как эффективность инвестиционной деятельности в наибольшей степени определяется уровнем инвестиционной привлекательности, реализуемой в рамках инвестиционной стратегии, исследование сущности понятия инвестиционная привлекательность приобретает особую важность.

Подходы к определению понятия «инвестиционная привлекательность» приведены в таблице 1.

Таблица 1

Подходы к определению понятия «инвестиционная привлекательность»

Определения инвестиционной привлекательности

система или сочетание различных объективных признаков, средств, возможностей, обусловливающих в совокупности потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции в данный регион.

А.Г. Третьяков

степень вероятности достижения выдвигаемых целей инвестирования, выраженную в индивидуальных ожиданиях инвесторов.

А.В. Воронцовский

создаваемые государством и компаниями условия вложения капитала, гарантированности и привлекательности вложений.

Л.Н. Чечевицына

В.И. Макарьева

совокупность находящихся под влиянием местных властей универсальных условий для хозяйственной деятельности и инвестиций, определяемых городским хозяйственным регулированием, традициями и практикой хозяйственных отношений, влияющих на принятие решений об изменениях масштабов и характера производства.

О.А.Колчина

Под понятием инвестиционная привлекательность региона следует понимать обобщенную характеристику в плане перспективности, выгоды, эффективности и минимизации риска вложения инвестиций в его развитие за счет собственных средств и средств других инвесторов.

В качестве составляющих инвестиционной привлекательности регионов России можно обособить две основные самостоятельные характеристики: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск.

Отметим, что возможность привлечения в регион экономических ресурсов зависит от инвестиционного потенциала региона (таблица 2).

Таблица 2

Подходы к определению понятия «инвестиционный потенциал»

Определения инвестиционного потенциала

совокупность инвестиционных ресурсов, составляющих ту часть накопленного капитала, которая представлена на инвестиционном рынке в форме потенциального инвестиционного спроса, способного и имеющего возможность превратиться в реальный инвестиционный спрос, обеспечивающий удовлетворение материальных, финансовых и интеллектуальных потребностей воспроизводства капитала.

Тумусовов Ф.С.

оптимизация необходимых условий для инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования, которым может выступать отдельный проект, предприятие в целом, корпорация, город, регион, страна.

Бескровная В.А.

отражает степень возможности вложения средств в активы длительного пользования, включая вложения в ценные бумаги с целью получения прибыли или иных народнохозяйственных результатов. При этом следует отметить, что некоторые экономисты под «инвестиционным потенциалом» понимают «определенным образом упорядоченную совокупность инвестиционных ресурсов, позволяющих добиться эффекта синергизма при их использовании.

Голайдо И.М.

совокупность инвестиционных ресурсов, расположенных на определенной территории, позволяющую добиться ожидаемого эффекта при их использовании.

Григорьев Л.

это совокупная возможность собственных и привлеченных в регион экономических ресурсов обеспечивать при наличии благоприятного инвестиционного климата инвестиционную деятельность в целях и масштабах, определенных экономической политикой региона.

Звягинцева О.

Так, под инвестиционным потенциалом региона будем понимать совокупность инвестиционных ресурсов, а также наличие условий для инвестирования, которые дают возможность превратить потенциальный инвестиционный спрос в реальный инвестиционный спрос определенных экономических регионов.

Рассматривая различные точки зрения, можно признать, то, что инвестиционный потенциал региона складывается из восьми частных потенциалов (таблица 3).

Таблица 3

Частные составляющие инвестиционного потенциала региона

Элемент инвестиционного потенциала

Характеристика

Ресурсно-сырьевой потенциал

Средневзвешенная обеспеченность запасами региона основными видами природных ресурсов

Трудовой потенциал

Трудовые ресурсы и их образовательный уровень

Производственный потенциал

Результат хозяйственной деятельности региона

Инновационный потенциал

Уровень развития науки и внедрение достижений научно-технического прогресса (НТП) региона

Инфраструктурный потенциал

Инфраструктурная обеспеченность региона и его экономико-географическое положение

Потребительский потенциал

Совокупная покупательная способность населения региона

Финансовый потенциал

Объем налоговой базы и прибыльность предприятий региона

Институциональный потенциал

Степень развития ведущих институтов рыночной экономики

К факторам, определяющим внутреннее содержание, масштабы и темпы изменения инвестиционного потенциала регионов относятся:

    обновление продукции, повышение ее технико-эксплутационного уровня, с целью повышения конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках;

    повышение активности международного научно-технического сотрудничества, выход на мировой рынок;

    быстрое освоение и массовое распространение результатов научных исследований и технических разработок;

    сохранение кадрового потенциала, в состав которого входят исследовательский и инженерно-технический персонал, также недопущение ухода наиболее квалифицированных кадров в сферы деятельности, мало связанные с инновационной деятельностью.

Инвестиционный потенциал является самостоятельной характеристикой инвестиционной привлекательности, наряду с инвестиционным риском.

Инвестиционный риск характеризует вероятность потери инвестиций и дохода от них, показывает, почему не следует (или следует) инвестировать в данное предприятие, отрасль, регион или страну. Риск как бы суммирует правила игры на инвестиционном рынке. В отличие от инвестиционного потенциала многие из этих правил могут измениться. Поэтому, риск - характеристика качественная. Степень инвестиционного риска зависит от политической, социальной, экономической, экологической, криминальной ситуаций. В научной литературе выделяют следующие виды инвестиционного риска (таблица 4).

Таблица 4

Виды риска

Характеристика

Экономический риск

Тенденции в экономическом развитии региона

Финансовый риск

Степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий

Политический риск

Распределение политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов, легитимность местной власти

Социальный риск

Уровень социальной напряженности

Экологический риск

Уровень загрязнения окружающей среды, включая радиационное загрязнение

Криминальный риск

Уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений

Законодательный риск

Юридические условия инвестирования в те или иные сферы или отрасли, порядок использования отдельных факторов производства

Инвестиционная привлекательность региона играет огромную роль в системе комплексного подхода к оценке эффективности функционирования региональной экономики. Конечным результатом эффективного функционирования региональной экономики непременно должно быть повышение качества и рост уровня жизни населения.

Сегодня значительно возросла роль регионов в решении проблем социально-экономического развития. Для того чтобы отдельный регион выступал не как реципиент, а как донор федерального бюджета, он должен занимать актуальную инвестиционную позицию и совместно с бизнес-сообществом работать над повышением инвестиционной привлекательности территориального образования.

В экономической литературе наблюдаются различные подходы к группировке факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность региона. Наиболее часто встречаются следующие группировки (таблица 5).

Таблица 5

Группировка факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность региона

Характеристика

Факторы, определяющие экономический потенциал региональной экономической системы

  • Обеспеченность региона ресурсами биоклиматический потенциал;
  • Уровень обеспеченности энерго- и трудовыми ресурсами;
  • Развитость научно-технического потенциала и инфраструктуры.

Факторы, характеризующие общие условия хозяйствования

  • Экологическая безопасность;
  • Развитие отраслей материального производства;
  • Развитее строительной базы.

Факторы, свидетельствующие о зрелости рыночной среды в регионе

  • Развитость рыночной инфраструктуры;
  • Емкость местного рынка сбыта, экспортные возможности.

Политические факторы

  • Степень доверия населения к региональной власти;
  • Взаимоотношение федерального центра и властей региона;
  • Состояние национально-религиозных отношений.

Социальные и социокультурные факторы

  • Уровень жизни населения;
  • Распространенность наркомании и алкоголизма;
  • Уровень преступности, величина реальной заработной платы;
  • Условия работы для иностранных специалистов.

Финансовые факторы

  • Доходы бюджета;
  • Обеспеченность средствами внебюджетных фондов на душу населения;
  • Уровень банковского процента;
  • Развитость межбанковского сотрудничества.

Каждый из названных подходов к группировке факторов инвестиционной привлекательности региона заслуживает внимания. С позиции синтеза теоретических подходов к группировке факторов инвестиционной привлекательности региона дадим обобщенную классификационную характеристику их видам (таблица 6).

Таблица 6

Классификация факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность региона

Классификационный признак

Факторы инвестиционной привлекательности

Источники возникновения

  • внешние (глобальны, национальные);
  • внутренние (региональные)

Зависимость от деятельности людей

  • объективные;
  • субъективные

Составляющие инвестиционной привлекательности

  • инвестиционного потенциала;
  • инвестиционного риска

Направленность воздействия

  • благоприятные;
  • неблагоприятные

Длительность воздействия

  • долговременные;
  • среднесрочные;
  • краткосрочные

Сфера формирования

  • экономические;
  • финансовые;
  • социокультурные;
  • организационно-правовые;
  • инновационные;
  • экологические и др.

Предсказуемость

  • предсказуемые (прогнозируемые);
  • непредсказуемые (непрогнозируемые)

Управляемость

  • управляемые (регулируемые);
  • неуправляемые (неурегулированные)

Способ выражения

  • количественные;
  • качественные

Степень детализации

  • 1-го порядка;
  • 2-го порядка;
  • n-го порядка

Значимость

  • ущественные;
  • несущественные

Степень интенсивности изменений

  • быстро меняющиеся;
  • умеренно меняющиеся;
  • медленно меняющиеся;
  • практически неизменные

Уточнение классификации факторов инвестиционной привлекательности региона:

    дает комплексное представление о влиянии разнообразных факторов на повышение (снижение) инвестиционной привлекательности региона;

    служит основой для факторного моделирования уровня инвестиционной привлекательности региона;

    является базой для активного подхода к выявлению слагаемых инвестиционной привлекательности конкретного региона и приоритетных направлений ее повышения.

Остановимся подробнее на факторах повышения инвестиционной привлекательности на примере Самарской области (таблица 7).

Инвестиционная привлекательность региона (ИПР) – это категория рыночной экономики, которая описывается с помощью системы непротиворечивых критериев, выражающих взаимосвязь экономических интересов инвестора с позитивными тенденциями социально-экономического развития региона.

Таблица 7

Элементы повышения инвестиционной привлекательности (ИПР) Самарской области

Характеристика

1. Система комплексного подхода и стратегического планирования

Принята стратегия социально-экономического развития Самарской области до 2020 года, которая рассматривает Самарский регион, как потенциальный «локомотив роста», являющийся опорным центром РФ на восточном и южном направлениях.

2. Привлечение инвестиций в развитие промышленности

Приняты областные программы: «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013 – 2020 годы», «Развитие авиационной промышленности на 2013 – 2025 годы». Например, создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Тольятти» с льготными условиями налогообложения.

3. Программы подготовки современного менеджмента

Реализуются программы профессиональной переподготовки кадров, в частности программа корпоративного Университета Группы «АВТОВАЗ». Эти программы позволяют реализовать переподготовку персонала для промышленного сектора экономики региона, позволяя привлекать ведущих российских и зарубежных специалистов и ученых в созданные региональные центры логистики, инженерии, маркетинга и др.

4. Внедрение инноваций в производство

Принята областная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Самарской области на 2009-2015 годы». Она призвана оказывать финансовую поддержку крупным компаниям региона, которые активно занимаются внедрением инноваций в производство. Например, в настоящее время создается технопарк в сфере высоких технологий «Жигулевская долина».

5.Устойчивое стратегическое партнерство

1) партнерство региональных властей с местными представителями бизнеса;

2) расширение экономических и финансовых связей с другими регионами страны;

3) сотрудничество с компаниями, которые занимают ведущие экономические позиции, как в российской, так и в мировой экономике.

Например, бизнес-инкубатор на базе технопарка «Самара» создавался на государственно-частной основе с привлечением многих специалистов из других регионов страны. В настоящее время его резидентами являются компании, которые занимают ведущие позиции, как в нашей стране, так и во всем мире.

Обобщая вышеизложенное, отметим, что одной из основных задач, стоящих перед современным обществом, является создание необходимых и благоприятных условий для развития инвестиционной привлекательности как государства в целом, так и отдельных регионов в частности. В результате одним из важнейших условий устойчивого развития экономики региона в современных условиях высокой конкуренции становится процесс привлечения как отечественных, так и иностранных инвестиций, который в настоящее время предполагает:

    повышение значения инновационных проектов, ориентация инвестиций на современные и перспективные технологии, а также на наукоемкие производства;

    привлечение инвестиций не только в крупные, но и в малые города и районы области;

    повышение социальной ответственности региональной власти и особенно бизнеса, который в настоящее время становится все более важным и активным элементом гражданского общества, равноправным участником социального партнерства.

Таким образом, повышение инвестиционной привлекательности региона является необходимым условием для его устойчивого экономического роста, для повышения конкурентоспособности, для повышения качества жизни населения и развития всех сфер социально-экономической жизни. При этом достижение поставленных целей возможно только с помощью привлечения инвестиций в реальный сектор экономики. Темп роста и объем инвестирования в основной капитал являются главными показателями привлекательности региона для потенциальных инвесторов.

Список литературы

  1. Асаул, А.Н. Инвестиционная привлекательность региона / А.Н. Асаул. СПб., 2008.
  2. Башмачникова, Е.В. Проблемы развития региональной социально-экономической подсистемы // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2006. Т.8 №4 992-995 с.
  3. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка / В. Даль. СПб., 1998. Т.4.
  4. Скурихина, Е.В. Журнал «Молодой ученый» научная статья «Инвестиционно-инновационный потенциал региона: сущность, содержание, факторы состояния и развития» / Е.В. Скурихина., 2012.
  5. Третьяков, А.Г. Управление инвестиционной активностью в регионе: автореф. канд. экон. наук / А.Г. Третьяков. М.: РАГС, 2006. 18 с.
  6. Учебник молодого экономиста «Оценка инвестиционного риска региона», 2010
  7. Инвестиции в основной капитал [электронный ресурс ] http://www.fedstat.ru
  8. Инвестиции в основной капитал [электронный ресурс ] http://www.gks.ru
  9. Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области [электронный ресурс ] http://www.economy.samregion.ru
  10. Стратегия социально-экономического развития Самарской области до 2020 г. [электронный ресурс ] http://protown.ru