Сара бернар биография кратко самое важное. Сара Бернар (Sarah Bernhardt): биография и творческий путь актрисы (фото)

Когда она выходила на сцену, весь зал сидел затаив дыхание. Когда у нее начинался новый роман, это обсуждал весь город. Если же общество хотя бы ненадолго позволяло себе потерять интерес к великой Саре Бернар, она тут же исправляла положение. В ход шли любые средства от высокохудожественных и неподражаемых на сцене до неожиданных и скандальных в жизни. Казалось, что эта неукротимая женщина играла каждую минуту своей жизни, играла эпатажную пьесу в модном стиле модерн, не позволяя публике оставаться равнодушной к происходящему. И она преуспела ее боготворили и обожали, критиковали и порицали, ставили в пример и завидовали.

Великолепная Сара и в жизни, и на сцене тонко чувствовала публику, но при этом никогда не следовала благоразумному мнению большинства. Часто, слишком часто она изящным движением разрушала привычные рамки, страстно бросалась в омут эксперимента и выходила победителем из самых невероятных передряг. Публика рукоплескала. Писатель Пол Моран, ее современник, напишет об этом так: «В 1900-х годах в Париже жизнь была театром, и этим театром была одна Сара Бернар ».

Укрощение строптивой

22 октября у парижской содержанки Юдит Харт родилась дочь. Девочку нарекли Генриеттой Розиной и передали на руки кормилице: мать обладала достаточными средствами, но не имела времени и желания воспитывать свою незаконнорожденную малышку. Тем более что очень скоро выяснилось, что у девочки очень непростой характер, и удержать ее поведение в границах дозволенного было почти невозможно. К десяти годам чертенка Генриетту отправили учиться в школу при монастыре Граншан. И, несмотря на то что заведение это славилось мягким обращением с воспитанницами, девочку несколько раз выгоняли за чинимые ею безобразия. И тут же принимали обратно — так убедительно она раскаивалась в содеянном и обещала больше никогда-никогда не вести себя плохо. Очевидно, монахини были ее первой публикой, на которой она испробовала свою неподражаемую трагически-эмоциональную манеру игры. Позже, кокетничая с обществом, она даже рассказывала, что в юном возрасте собиралась принять постриг. Но она не была создана для монастырских стен и для обычной и примерной жизни. Природа создала ее, чтобы играть на сцене. Может быть, именно этот талант разглядел в ней «друг семьи» герцог де Морни и настоятельно рекомендовал отдать ее в драматический класс парижской консерватории. Что и было сделано. Позже злые языки болтали, что успехами в учебе юная Генриетта обязана богатству ее покровителя, а вовсе не своим способностям. На подобные высказывания юной актрисе было наплевать, как и на все, что мешало достижению поставленной цели. Ее жизненным девизом было «Во что бы то ни стало», и это весьма подходило к ее неукротимому характеру. Свою первую роль она получила в знаменитом парижском театре «Комеди Франсез», который также почтительно называли «Домом Мольера». Афиши скромно оповещали о дебюте некоей Сары Бернар в пьесе Расина «Ифигения в Авлиде». Реакция критиков была также весьма скромной — игра юной актрисы их не впечатлила. Однако театр принял решение заключить с ней контракт. Но время блистать в «Комеди Франсез» для Сары Бернар еще не пришло — на театральном вечере, посвященном Мольеру, младшая сестра актрисы наступила на шлейф пожилой примы театра, и... случился скандал. Сара отказалась извиняться за пощечину, которую она залепила приме, защищая сестренку. Из театра пришлось уйти...

От скандала до триумфа

Хлопнув дверью в «Доме Мольера» и не испытывая по этому поводу ни капли сожаления, Сара Бернар поступила в театр «Жеменаз». Здесь актриса много работала, «искала себя», но особыми успехами похвастаться не могла. И в один прекрасный день она решила все бросить, не сказав никому ни слова, и уехала в Испанию — «подышать воздухом и сменить обстановку». Директору театра она оставила записку, которая заканчивалась словами: «Простите бедную сумасшедшую!» Похоже, уходить из театра со скандалом входило у актрисы в привычку. Нет, ее это совсем не смущало, тем более что вскоре ей пришлось пережить романтически-печальную историю на личном фронте. Увидев молодую красавицу Сару, бельгийский - принц Анри де Линь влюбился с первого взгляда. Несмотря на протест его августейшей семьи, он предложил своей Золушке руку и сердце, обещал признать их новорожденного сына Мориса и даже был готов отказаться от короны. Правда, с одним условием: Сара навсегда уходит со сцены и посвящает себя семье... И хотя она любила своего прекрасного принца, но предпочла театр и личную свободу. Родственники принца и принцессы на выданье вздохнули с облегчением.

В 1867 году она поступила в театр «Одеон», и именно на его сцене к актрисе наконец пришел успех. Примечательно, что первое заметное одобрение критики получила ее роль в жанре «травести» — она играла юношу Занетто в пьесе Ф. Конпе «Прохожий» (1867). Позже она весьма охотно бралась за мужские роли на сцене: блистала в «Женитьбе Фигаро» Бомарше, играя красавчика Керубино, прекрасно исполняла роль сына Наполеона в трагедии Ростана «Орленок» (1900). Причем довольно солидный для актрисы возраст — пятьдесят шесть — не помешал ей сыграть двадцатилетнего юношу. Тогда же Сара Бернар сыграла самую желанную для актеров всех времен роль принца Гамлета. Но все же первый настоящий триумф ей принесла женская роль — королевы в «Руи Балзе» (1872) Виктора Гюго. Публика и сам автор были в восхищении — Гюго вышел на сцену и, преклонив калено, поцеловал актрисе руку. Критики наперебой восхваляли «поэтическую грацию» Сары Бернар и «удрученное подлинной скорбью величие». Театр «Одеон» готовился к дальнейшим переаншлагам. Но тут восходящую звезду переманил к себе «Комеди Франсез», предложив баснословные гонорары. Сара оставила «Одеон», в утешение выплатив театру огромную неустойку.

Пьеса о бесконечной любви

Любовные истории Сары Бернар были не менее знамениты, чем ее роли. Однажды ее спросили, когда она собирается прекратить освещать свою жизнь пламенем любви. Бернар ответила: «Когда перестану дышать!» В связях с ней подозревали едва ли не всех августейших персон Европы, тем более что многие из них давали к этому повод. Так, английский принц Эдуард, австрийский император Франц Иосиф, король Испании Альфонсо и датский король Кристиан IХ щедро одаривали актрису расположением и драгоценностями. Да, Сара Бернар был знаменита своими любовниками. Среди которых, к слову, были не только властные и великие, но и ее партнеры по сцене. Иногда даже казалось, что ей было просто необходимо влюбиться в своего партнера, и порой такая связь длилась ровно до тех пор, пока играли пьесу. Иногда это способствовало головокружительному успеху дуэта, как, например, было в случае с актером Жаном-Муне Сюлли. И всего однажды Сара Бернар прельстилась узами законного брака. Ее избранником стал греческий дипломат Аристид Дамала, с которым она познакомилась на гастролях в России в 1881 году. Избранник, конечно же, был красивым мужчиной, моложе ее на одиннадцать лет, но из этого союза не вышло ничего хорошего. Обнаружив, что муж неисправимый охотник за юбками, игрок и наркоман, великолепная Сара немедленно бросила его — очевидно, без особого сожаления. Мужчины обожали ее за красоту, оригинальность и эксцентричность, и за свою долгую жизнь она ни одного дня не была одинокой. Даже оставленные ею, они порой вспоминали о времени, проведенном с ней, как о «лучших днях своей жизни». Для долгих отношений Саре Бернар не хватало постоянства — часто за ним она видела скуку и застой и посему старалась устраивать себе в жизни как можно больше потрясений.

Жизнь в стиле «эпатаж»

Сегодня мало кого можно удивить скандальным ореолом жизни звезд. Но во времена Сары Бернар это было весьма нетипично даже для знаменитостей. И казалось, что, однажды вкусив прелесть эпатажного поведения, она уже не желала вести себя иначе. Она не признавала канонов ни на сцене, ни в жизни, обожала оригинальность во всем. Во время Франкопрусской войны (1870—1871) она, вместо того чтобы оставить Париж, превратила театр в госпиталь и блестяще справилась с ролью сестры милосердия. В одну из суровых зим она истратила круглую сумму на хлеб... для парижских воробьев. Ее дом был полон экзотики, но самым знаменитым предметом интерьера был гроб красного дерева. Иногда она спала в нем, иногда учила роли, иногда занималась любовью, иногда возила его с собой на гастроли. Демонстрируя завидную смелость, однажды она поднялась на воздушном шаре на 2600 метров — по тем временам это был значительный риск для жизни. Устав от академичного «Комеди Франсез», она решила открыть свой собственный театр и быть в нем полновластной хозяйкой. И хотя эра эмансипации уже приближалась, ее поступок общество посчитало очередным безумством. Сару Бернар это устроило. В 1893 году она приобрела театр «Ренессанс», а спустя 5 лет еще и театр «Шатле», который и стал «Театром Сары Бернар». Она руководила и играла в нем почти четверть века, до самой своей кончины. Казалось, что актриса совершенно не боялась провалов и неудач, и, может быть, именно за эту смелость судьба не уставала делать ей подарки. Великие современники-драматурги — Ростан, Гюго, Дюма-сын — специально под нее писали свои пьесы, и она обеспечивала им триумф. Оскар Уайльд во время ее английских гастролей бросал ей под ноги белые лилии, а Станиславский превозносил ее безупречную актерскую технику. Сара Бернар никогда не скрывала свой возраст и не обращала внимания на ворчание отдельных критиков, что ей давно пора на покой. Казалось, что слова «покой» не существует в ее жизни. Помимо руководства и игры в театре она успевала заниматься живописью и скульптурой, находить новые поводы для сплетен и скандалов и даже сниматься в немом кино. Правда, говорят, что первый опыт работы в синематографе ужаснул актрису и она даже упала в обморок, но позже все-таки снялась в нескольких лентах и позволила оставить их для истории.

Конец легенды

Сара Бернар обожала играть трагедии, и, возможно, ее мечтой было умереть на сцене. Она не мыслила себя без театра, и даже когда в 1915-м врачи ампутировали ей ногу, она продолжала появляться в спектаклях — ее выносили на специальных носилках. Здесь очень подходили к случаю слова, однажды сказанные актрисой: «Велик тот артист, который заставляет зрителей забыть о деталях ».

Пожалуй, все понимали, что ее звезда скоро закатится, но никто не думал об этом, когда она произносила со сцены свои монологи. Незадолго до своей смерти она назначила шести самым красивым актерам театра нести на похоронах ее гроб, который на этот раз она собиралась использовать по назначению. Ее не стало 26 марта 1923 года. После себя она оставила огромное количество воспоминаний современников, противоречивые рецензии знаменитых критиков, книгу собственных мемуаров. Последняя, впрочем, совсем не отвечает на вопросы любопытных, укрывая жизнь актрисы вуалью дразнящей тайны. Сара Бернар считала, что «легенда всегда берет верх над историей», и старалась следовать этому. И снова преуспела, став самой легендарной актрисой своего времени. Сколько было в этом таланта, а сколько скандала, теперь уже никто точно не скажет. Да и можно ли упрекать женщину за желание быть любимой, неповторимой и божественной?

Французская актриса еврейского происхождения. Окончила драматический класс Парижской консерватории (1862). Работала в театрах «Комеди Франсез», «Жимназ», «Порт-Сен-Мартен», «Одеон». В 1893 приобрела театр «Ренессанс», в 1898 театр на площади Шатле, который получил название «Театра Сары Бернар» (ныне фр. Theatre de la Ville). Многие выдающиеся деятели театра, например К. С. Станиславский, считали искусство Бернар образцом технического совершенства. Однако виртуозное мастерство, изощрённая техника, художественный вкус сочетались у Бернар с нарочитой эффектностью, некоторой искусственностью игры. Среди лучших ролей: донья Соль («Эрнани» Гюго), Маргарита Готье («Дама с камелиями» Дюма-сына), Теодора (одноимённая пьеса Сарду), принцесса Грёза, герцог Рейхштадтский (в одноимённой пьесе и «Орлёнке» Ростана), Гамлет (одноимённая трагедия Шекспира), Лорензаччо (одноимённая пьеса Мюссе). С 1880-х гг. Бернар гастролировала во многих странах Европы и Америки, выступала в России (1881, 1892, 1908-09) в стенах Михайловского театра и в провинции. В 1922 оставила сценическую деятельность.

Сара Бернар

Трудно в анналах женских биографий разыскать более скандальную, более эксцентричную личность, чем Сара Бернар. Она довела своё «актерствование» до полного логического завершения не только на сцене, но и в жизни, исполнила эту невероятно тяжёлую роль от начала до конца с такой чистотой и безупречностью, с таким волевым усилием, что просто диву даёшься: чего было больше в этой позе - природной склонности или приобретённого честолюбия, врождённой силы или воспитанной привычки сокрушать все вокруг. И хотя сама актриса в мемуарах лукаво, прикидываясь «бедной овечкой», списывает невероятные слухи о себе на счёт «жёлтой» прессы и зловредных журналистов, подкупленных врагами, однако никто больше Сары не постарался намеренно окружить собственное существование
непроницаемым облаком слухов. А едва прикрытая выдуманной добродетелью вольность нравов вызывает ещё большее любопытство обывателя, как «розовая» невинность куртизанки привлекает сильнее явной вульгарности. Вероятно, Сару Бернар можно признать первой «звездой» сцены, которая «сделала» себе имя на скандале.


Трудно сказать, какая доля оригинальности исходила непосредственно из её натуры, но актриса очень рано поняла, как выгодно можно применить эту самую непохожесть ни на кого. Ещё в детстве Сара страдала приступами дикого гнева, которые она ловко объясняла состоянием здоровья. Но именно буйные припадки, устраиваемые девочкой периодически, позволяли Саре добиваться своего у вечно занятых делами взрослых. Возможно, имей Сара заботливых, нравственных родителей, - лишился бы мир удовольствия лицезреть великую артистку и копаться в сплетнях о ней, но, к счастью, представления общества о добропорядочности никогда не воплощаются дословно.

Сарины родители плохо вписывались в привычные отеческие идеалы. Мать, голландская еврейка Юдит Харт, в биографиях великой артистки обычно значится, как учительница музыки, но в действительности она была прекрасная, высокопоставленная, элитная содержанка, которой по роду деятельности предписывалось в первую очередь лелеять собственную персону. Незаконнорождённая дочь Сара появилась на свет болезненной, предрасположенной к туберкулёзу, и хотя мамочка питала к чаду какие то чувства, дальше умильности Пеночкой (это было единственное имя, на которое откликалась пятилетняя Сара) они не простирались. Личность отца у исследователей вообще вызывает сомнения. Обычно принято называть отцом артистки инженера Эдуарда Бернара, однако никаких точных доказательств этому нет и по сей день.

В конце концов после некоторых неудачных попыток пристроить дочь в приличное воспитательное заведение, отец якобы (по словам самой Сары) придумал отдать девочку в пансион при монастыре Гран Шан. Так, в биографии великой актрисы появилась первая парадоксальная страничка, которую Сара будет потом с удовольствием использовать - будто страстно хотела она стать монахиней, да случай не позволил. Заведение, куда попала наша героиня, отличалось гуманными методами и заботой о своих воспитанницах. Сестры монастыря заменили маленькой Саре несуществующую семью. Непокорную болезненную девочку искренне любила и баловала настоятельница, мать Софья. Однако и эта добрая женщина с трудом сдерживала необузданное Сарино бешенство, которое время от времени давало о себе знать. Покинула Гран Шан Бернар со скандалом, из за своего фантастического упрямства и вызывающего стремления к публичности.

Сара схватила кивер солдата, перебросившего свой головной убор через забор монастыря, и взобралась на высокую спортивную площадку, подразнивая шутника. Добившись восторга «товарок», Сара поняла, что игра зашла далеко, лишь тогда, когда она попыталась втащить лестницу, по которой вскарабкалась, на площадку, но тяжёлое деревянное сооружение упало и с грохотом раскололось. В результате девочка оказалась отрезанной от земли. Немалые хлопоты нарушили размеренную жизнь монастыря. После этого приключения Сара заболела, а кроме того, стала явственно видна вся неуместность пребывания «этакой бестии» среди благообразных монашенок, и девушку отправили домой.

Дальнейшая её судьба была определена на семейном совете. Так как богатого наследства для Сары не ожидалось, а выходить замуж за состоятельного торговца кожей, по мнению матери, было чем то постыдным и поскольку Саре не суждено было стать монахиней, то тогдашний любовник Юдит - граф де Морни, единокровный брат Наполеона III - решил, что девочку нужно отдать в консерваторию, благо у высокопоставленного друга семьи связей было предостаточно. Что помогло графу так верно определить будущее Сары, сегодня наверняка не знает никто, но, вероятно, не последнюю роль сыграла фанатичная самовлюблённость и редкостная внутренняя свобода девочки.

Успешно сдав вступительные экзамены, Сара сразу же обратила на себя внимание педагогов. На ежегодном конкурсе консерватории девушка получила две премии - вторую за трагическую роль и первую - за комическую. Необычайно красивый голос, пластика кошки, выразительная внешность - все эти особенности заставляли приглядываться к юной актрисе, и вскоре Сара получила предложение сыграть разовые спектакли в самом престижном французском театре «Комеди Франсез». Однако, отправляясь на приём к директору для обсуждения первого своего договора, Сара прихватила с собой свою младшую сестру, которой к тому времени было пять лет. Девочка, столь же «благовоспитанная», как Сара, в кабинете директора принялась карабкаться на стулья, прыгать через табурет, разбрасывать бумаги из мусорной корзины. Когда же уважаемый мсье сделал сестре артистки замечание, маленькая проказница, не много задумываясь, ляпнула: «А про тебя, сударь, если будешь приставать ко мне, я всем расскажу, что ты мастер давать пустые обещания. Это моя тётя говорит!»

Сару едва не хватил удар. Она тащила по коридору глупую сестрёнку, которая истошно выла, а в фиакре у неё начался тот страшный приступ гнева, который едва не привёл к убийству простодушного ребёнка. Но несмотря на неудачу первых переговоров, спустя год, в 1862 году, Сара Бернар успешно дебютировала в «Комеди Франсез» в роли Ифигении в трагедии Расина «Ифигения в Авлиде». Один из критиков, Франсиск Сарсэ, впоследствии даже прославился тем, что первым заметил юное дарование, предсказав ему блестящее будущее.

Но в прославленном театре Сара задержалась недолго. В скандале, происшедшем на этот раз, снова была виновата её маленькая сестрёнка. Ну просто «злой ангел» бедной Сары! Сама Бернар рассказывала, что в день рождения Мольера (а «Комеди Франсез» называют домом этого великого драматурга), согласно традиции, все артисты театра подходили с приветствием к бюсту своего патрона. На церемонии якобы маленькая сестра Сары наступила на шлейф примы сцены, так называемой «сосьетерки», Натали. Старая, злая, сварливая женщина резко оттолкнула виновницу, и девочка, будто бы, в кровь разбила лицо о колонну. С криком: «Злая тварь!» - Бернар набросилась на коллегу. Драка проходила при явном перевесе сил в пользу молодости. Сара вскоре вынуждена была с позором покинуть прославленную сцену. Согласитесь, не слишком ли много скандалов по вине бедной маленькой сестрёнки…

Казалось, после такого конфуза актриса оправится не скоро, однако уже на следующий день после разрыва контракта Сара посетила театр «Жимназ» и была принята в труппу.

Наступил сложный период в её жизни - похожие один на другой будни, репетиции, читки пьес, посредственные спектакли. Для деятельной натуры Сары подобная тишь и гладь стали невыносимой пыткой. Никто не хотел признавать в ней гениальную актрису, никто не восхищался ею, а в такой обстановке она могла завянуть, как цветок без воды. Испуганная мрачными перспективами Сара в момент отчаяния решила заняться коммерцией и для этого подыскала подходящий кондитерский магазин. Лишь неодолимая скука, которой на неё повеяло с прилавков, заполненных жареным миндалём, конфетами и сладким пирожным, удержала Бернар от опрометчивого шага.

Но не стала бы она великой артисткой, если бы не была склонна к неожиданным, авантюрным поступкам. После очередного прескверного представления Сара в разгар сезона тайком исчезла из Парижа. Её искали с полицией чуть ли не по всей Франции. А она уехала в Испанию, ела там мандарины и наслаждалась отдыхом. Спровоцировав очередной скандал, наша героиня с лёгким сердцем рассталась с ненавистным театром и тут же получила новое приглашение в «Одеон».

Именно этот императорский театр открыл Бернар путь к славе. Сара считала, что первое счастливое упоение сценой она ощутила на сцене «Одеона», да и первый восторг зрителей от её игры пронзил именно зал «Одеона». У
Сары появилось много поклонников, особенно в студенческой среде, она становилась популярной, её полюбила молодёжь за смелость и раскованность, за то, что актриса декларировала идеалы новой Франции. Сара Бернар становится актрисой нарождающегося романтического направления в театре. Её эффектность и горячность захватывают зрителя, она - божественный символ романтической красоты Ростана, Гюго, Дюма сына. Один русский критик сравнивал игру французской актрисы с прелестными статуэтками, которые с удовольствием хотелось бы поставить на свой камин.

Любившая роскошь и удовольствия Сара сама стала тем предметом, который включался в обязательный список роскошных светских развлечений. Ещё при жизни артистка сделала себя объектом культа. Восхищённый Виктор Гюго встал перед Сарой Бернар на колени прямо на сцене после премьеры одной из своих трагедий. Но не только экзальтированные художники падали перед актрисой ниц. Наперебой демонстрировали свою любовь к знаменитости и сильные мира сего. Сара обладала магическим воздействием на мужчин и на женщин, и весь высший свет обожал её. В брошюре «Любовь Сары Бернар» было высказано смелое предположение, что она соблазнила всех глав государств Европы, включая папу римского. Конечно, это обычная гипербола, но существуют доказательства того, что у неё действительно были «особые отношения» с принцем Уэльским (позже Эдвард VII) и с принцем Наполеоном, племянником Наполеона I, с которым её познакомила Жорж Санд. Что касается остальных лидеров, то если она и не занимала их постели, то завоёвывала их сердца. Её осыпали подарками император Австрии Франц Иосиф, король Испании Альфонсо и король Италии Умберто. Король Дании Кристиан IX предоставлял в её распоряжение свою яхту, а герцог Фредерик позволял ей пользоваться своим родовым замком.

Наверное, объективно Сара Бернар не была самой талантливой актрисой своего времени, но она стала самой яркой личностью сцены той эпохи. Исполнение роли Маргариты Готье в «Даме с камелиями» Александра Дюма сына приводило зрителей в истерический экстаз. Вряд ли кто нибудь из восторженных почитателей задумывался об истинном искусстве, скорее, в фанатичном поклонении «звезде» угадывался обычный инстинкт толпы, стремление быть причастным к «божеству».

Сара во всём стремилась выделиться. И единственно, чем Бернар действительно отличалась от всех - своей необыкновенно мощной энергетикой. Она умела делать сто дел одновременно. Никто не знал, когда она спала. Ростан так вспоминал об актрисе: «Несётся на тёмную сцену; оживляет своим появлением целую толпу людей, зевающих и томящихся здесь в полумраке; ходит, двигается, зажигает всех и все, к чему она прикасается; садится перед суфлёрской будкой; начинает ставить пьесу, указывает жесты, интонации; вскакивает, как ужаленная, требует, чтобы повторили, рычит от ярости, садится, вновь пьёт чай; начинает репетировать сама…»

Одной из первых среди знаменитостей Бернар поняла, что благотворительность и небольшая доля сочувствия обездоленным придадут её имени дополнительный флёр. Во время войны 1870 года артистка остаётся в осаждённом Париже и даже устраивает (благо, её имя действует безотказно и на чиновников) в театре «Одеон» госпиталь для раненых. В этом поступке Сары было и стремление помочь, и неодолимое самолюбование.

В госпитале к артистке, несмотря на военное положение, «ломились» обожатели. Бернар с удовольствием раздавала автографы. Однажды она подарила свою фотографию пылкому девятнадцатилетнему юноше, которого звали Фердинанд Фош. В 1915 году Сару Бернар в поездке по фронтам Первой мировой сопровождал маршал Фердинанд Фош.

«Забыв» о контракте с «Одеоном», артистка, соблазнённая астрономическими гонорарами, вновь возвращается в «Комеди Франсез», где успешно работает до 1880 года. Не было, вероятно, ни одного дня, чтобы газеты не писали об очередной сенсации, связанной с Сарой Бернар. То актриса приобретёт пантеру «для личного пользования», то «летает» на воздушном шаре, то, наконец, принимает интервьюера, полулёжа в гробу. О последней странности «звезды» много судачили. Одна из злопыхательниц даже утверждала, что Сара предпочитает заниматься любовью на этом похоронном ложе, чем сводит с ума мужчин.
Сама же виновница с детской непосредственностью объяснила существование гроба в своей комнате стеснённостью в квадратных метрах. Дескать, сестрёнка умирала, а гроб поставить было некуда - вот и «запихнули» его в Сарину комнату. Ну а с больной в одной постели, ясно, спать не будешь, вот и пришлось бедной артистке постелить себе в гробу. Иногда она и роли тут же разучивала. В общем, никого шокировать Сара не желала, просто стремившиеся заработать на её имени журналисты такой прозаический факт сделали прямо таки зловещим.

Окончательно рассорившись с дирекцией Дома Мольера, в 1893 году Бернар приобрела театр «Ренессанс», а в 1898 году - театр на площади Шатле, который получил название «Театр Сары Бернар».

Это любимое детище артистка не покидала уже до самой смерти. Даже когда в 1914 году ей ампутировали ногу, Сара продолжала играть с протезом. Зрелище это, видно, представлялось не для слабонервных. Бернар, всегда кичившаяся своей «скелетной» худобой, щеголявшая хрупкой фигурой и успешно использовавшая обмороки для разрядки ситуации, в старости растолстела, обрюзгла, да и здоровье демонстрировала отнюдь не слабое. Она решительно презирала прагматические мнения о том, что ей пора уйти со сцены, что ничего в ней не осталось от прежней прелести. Она считала себя выше сочувственных шепотков, выше общепринятых норм, выше, наконец, самой природы. Сара продолжала играть.
Марина Цветаева, стремившаяся в Париж в ранней юности, чтобы увидеть воочию легендарную Сару, была потрясена. Бернар играла в «Орлёнке» Ростана роль двадцатилетнего юноши. Актрисе исполнилось 65, она передвигалась на протезе. «Играла в эпоху корсетов на китовом усе, подчёркивавших все округлости женской фигуры, двадцатилетнего юношу в облегающем белом мундире и офицерских рейтузах; как ни величественно было… зрелище несгибаемой старости, но оно отдавало гротеском и оказалось тоже своего рода гробницей, воздвигнутой Сарой и Ростану, и ростановскому „Орлёнку“; как, впрочем, и памятником слепому актёрскому героизму. Если бы ещё были слепы и зрители…» Цветаева назвала это «эгоцентрическим мужеством».

И всё же она добилась своего - непомерное честолюбие небывалая энергетика переплавились в подлинное признание. Сара вошла в историю театра, в историю культуры как самая великая актриса XIX века.

Во время франко-прусской войны 1870 года Сара Бернар осталась в осажденном Париже и устроила в театре "Одеон" госпиталь, полностью посвятив себя раненым и отказавшись даже от своей артистической комнаты.

После окончания войны Бернар вернулась на сцену. Настоящим триумфом стало ее выступление 26 января 1872 года в роли Королевы в "Рюи Блазе" Виктора Гюго.

После триумфа на сцене "Одеона" Бернар вернулась в "Комеди Франсез". Здесь актриса блистала в трагедиях Расина и Вольтера, с большим успехом сыграла донью Соль в драме "Эрнани" Виктора Гюго, премьера которой состоялась 21 ноября 1877 года.

В 1879 году "Комеди Франсез" гастролировал в Лондоне. Сара Бернар стала любимицей английской публики. После "Федры" ей устроили овацию, не имевшую аналогов в истории английского театра.

После триумфального сезона в Лондоне, в 1880 году Бернар разорвала контракт с "Комеди Франсез", совершила шесть туров по Америке, гастролировала в Англии и Дании. В гастрольном репертуаре актрисы были спектакли "Дама с камелиями" Александра Дюма-сына, "Фру-фру" Анри Мейлака и Людовика Галеви, "Адриенна Лекуврер" Эжена Скриба и др. В 1891 году Бернар совершила триумфальное турне по Австралии. Во время своих турне она трижды посетила Россию (последний раз — в 1908 году).

Талант актрисы, ее мастерство и громкая слава заставляли драматургов писать пьесы специально для нее. Викторьен Сарду написал для Бернар пьесы "Федора" (1882), "Тоска" (1887), "Колдунья" (1903). Начиная с 1890-х годов значительное место в репертуаре актрисы занимали роли в неоромантических драмах Эдмона Ростана, также написанных специально для нее: "Принцесса Греза!" (1895), "Орленок" (1900), "Самаритянка" (1897).

Сара Бернар охотно выступала в мужских ролях (Занетто в "Прохожем" Франсуа Коппе, Лоренцаччо в "Лоренцаччо" Альфреда Мюссе, герцог Рейхштадтский в "Орленке" Ростана и др.). Среди них была и роль Гамлета (1899). Эта роль, которую Сара Бернар сыграла, когда ей было 53 года, позволила актрисе продемонстрировать высокое совершенство техники и вечную молодость своего искусства.

Сара Бернар неоднократно пыталась создать собственный театр . В 1893 году она приобрела театр "Ренессанс", в 1898 году — театр "Насьон" (ныне "Театр Сары Бернар"), открывшийся пьесой Сарду "Флория Тоска".

Во время Первой мировой войны актриса выступала на фронте. В 1914 году была награждена орденом Почетного легиона.

В 1905 году, во время гастролей в Рио-де-Жанейро, актриса повредила правую ногу, в 1915 году ногу пришлось ампутировать. Тем не менее Бернар не оставила сцены. Последний раз она вышла на сцену в 1922 году.

Сара Бернар стала одной из первых театральных актрис, кто решился сыграть в кино. Это произошло в 1900 году: в Париже тогда была продемонстрирована фонорама, обеспечивающая синхронную проекцию изображения и звука, и Сара Бернар была заснята в сцене "Дуэль Гамлета".

В 1912 году она снялась в фильмах "Дама с камелиями" и "Королева Елизавета". Всемирный успех "Королевы Елизаветы" создал имя режиссеру фильма Луи Меркантону. Впоследствии актриса снялась еще в нескольких его картинах.

Бернар занималась скульптурой и литературным творчеством. На склоне лет она стала писать пьесы, издала "Мемуары одного стула" и романизированную автобиографию "Моя двойная жизнь", в которых отразились ее владение словом и тонкий юмор.

О личной жизни актрисы ходило множество легенд и невероятных мифов. Утверждали, что Бернар соблазнила чуть не всех глав европейских государств.

Еще на заре своей карьеры она познакомилась с бельгийским принцем Анри де Линем, от которого в 1864 году родила сына Мориса. В 1882 году Сара Бернар вышла замуж за греческого дипломата Аристидиса (Жака) Дамала. Их брак оказался крайне неудачным и через несколько месяцев они развелись. В 66 лет актриса познакомилась с американским актером Лу Теллегеном, который был младше ее на 35 лет. Эта любовная связь длилась четыре года.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Марк Твен как-то определил пять видов актрис: «плохие актрисы, беспристрастные актрисы, хорошие актрисы, великолепные актрисы и… Сара Бернар». Со своего дебюта на сцене в восемнадцатилетнем возрасте (1862 год) в спектакле Расина «Ифигения» до воплощения образа тринадцатилетней Джульетты в семьдесят лет - Сара Бернар имела ошеломительный успех.

Генриетт Розин Бернар — такое имя получила при рождении всемирно известная актриса. Она родилась 22 октября 1844 года в Париже. Мать будущей звезды была куртизанкой, которую мало занимала судьба дочери в детстве, поэтому Сара воспитывалась в монастыре. Но, несмотря на суровые законы здешней жизни, девушка покинула его стены пылкой и целеустремленной.

Благодаря одному из любовников матери, графу де Морни, который с первого взгляда разглядел молодой талант, Сару Бернар определили в драматический класс Высшей национальной консерватории драматического искусства. Невзирая на протекцию, девушке пришлось много заниматься, чтобы поступить в этот престижный вуз. Одним из учителей Сары Бернар был Александр Дюма-отец, который и положил первый камень в фундамент великолепия будущей актрисы.

Окончила консерваторию в 1862-м. Этот год также стал её дебютом на сцене главного театра Франции — «Комеди Франсез». Зная о Саре Бернар так много, сейчас трудно поверить, что директор театра сомневался на счет принятия актрисы в труппу. «Она слишком тощая, чтобы стать актрисой!», — заявил он. Но, как говорится, от судьбы не уйдешь.

1 сентября 1862 года в возрасте 18 лет исполнила свою первую роль в трагедии Расина «Ифигения в Авлиде». В своей автобиографии «Моя двойная жизнь» она вспоминает этот момент так: «Когда занавес медленно поднялся, я почувствовала, что теряю сознание. Можно сказать, в этот момент поднялся занавес моей жизни».

К удивлению, критики тогда совсем не оценили актёрских способностей Бернар. Одна из газет написала: «Молодая актриса была сколь красива, столь же невыразительна…». Все сошлись на мнении, что единственное, чем может гордиться Бернар, так это своими великолепными золотистыми волосами и всё. Критики были совершенно уверены, что совсем скоро о молодой актрисе уже все забудут. Их пророчество оправдалось, но лишь на ничтожно короткий срок.

Актриса покидает Францию и переезжает в Бельгию, где становится любовницей принца Генри де Лине. В 1864 году у Сары Бернар родился мальчик Морис. Многие считают его сыном принца, но официально эта информация так и не была подтверждена. По слухам, после рождения ребенка Генри сделал Саре Бернар предложение, но королевская семья была категорически против, поэтому они уговорили Сару отказаться и покинуть Бельгию.

Несколько лет она вела жизнь куртизанки, прежде чем вновь вернуться на сцену. Из «Комеди Франсез» её исключили, поэтому она подписала контракт со вторым по значимости театром Франции, «Одеон». Но всё это делалось с намерением вернуться на первую сцене главной театральной дивой Франции. «Во что бы то ни стало», — именно так звучал девиз Божественной Сары.

На сцене «Одеона» она воплотила немало классических образов. В её репертуаре были Заира, Дездемона, Андромаха и Федра. Но ролью, которая обратила на актрису внимание общественности, стала Корделия в «Короле Лире».

Сара Бернар в образе королевы в спектакле Виктора Гюго «Рюи Блаз»

А со временем в актёрской карьере Сары Бернар появились и пьесы её современников. Дюма-отец был невероятно горд ученицей, когда увидел её в роли Aнны Дамби в его пьесе «Кин, гений и беспутство». А Виктора Гюго юная актриса и вовсе сразила наповал. После одного из спектаклей он подошел к Бернар: «Мадам! Вы были очаровательны в своем величии, — сказал писатель. — Вы взволновали меня, старого бойца. Я заплакал. Дарю Вам слезу, которую Вы исторгли из моей груди, и преклоняюсь перед Вами».

И это были не просто слова. В действительности слеза Гюго оказалась бриллиантом, который венчал цепочку-браслет. Возможно, именно с этого момента у примы и появилась особенная страсть к драгоценным камням. Говорят, что повсюду возила с собой свои многочисленные подарки. А чтоб её сокровища оставались в целости, у актрисы всегда был при себе пистолет. «Человек — такое странное существо, что эта крошечная и до нелепости бесполезная штука кажется мне надежной защитой», — рассказывала актриса.

Помимо прекрасных дам в репертуаре Сары Бернар было множество мужских ролей, гораздо больше, чем у любой другой актрисы. В их числе были Вертер, Лорензаччо, Занетто… В возрасте 56 лет актриса сыграла 20-летнего Орлёнка в одноименной драме Эдмона Ростана. Премьера этой пьесы закончилась оглушительным успехом — 30 вызовов на бис! Одной из самых спорных в числе мужских персонажей Сары Бернар стала роль Гамлета. Своей игрой в этой трагедии французская актриса тронула сердце самого Станиславского. Режиссер считал её технику совершенством актёрского мастерства. По его мнению, в ней сочеталось всё: красивый голос, отточенная дикция, пластичность и художественный вкус. А вот Элизабет Робинс, напротив, долгое время критиковала воплощение Сарой Бернар образа Гамлета. «В этой интерпретации великая трагедия «Гамлета» была лишена всякого достоинства и своего таинственного очарования», — написала критик.

Сара Бернар в образе Гамлета

Знаток театра князь Сергей Волконский высоко ценил сценическое мастерство Сары Бернар : «Она прекрасно владела полярностью переживаний — от радости к горю, от счастья к ужасу, от ласки к ярости — тончайшая нюансировка человеческих чувств. И потом — «знаменитый говорок, знаменитый шепот, знаменитое рычание, знаменитый «золотой голос», — la voix d’or, — отмечал Волконский. — Последняя ступень мастерства — ее взрывы... Как она умела принизиться, чтобы вскочить, собраться, чтобы броситься; как она умела прицелиться, подползать, чтоб разразиться. То же самое в ее мимике: какое умение от едва заметного зарождения до высшего размаха…»

Она затмевала собой всё. Плакаты к её выступлениям писал сам Альфонс Муха, а когда в газетах появлялись новые сведенья о турне Сары Бернар , то они затаивали собой любые политические конфликты и экономические кризисы. Во всех путешествиях звезду неизменно сопровождали верные репортеры, которые освещали её жизнь чуть ли не ежеминутно. Публика боготворила Сару Бернар .

Плакаты, нарисованные Альфонсом Мухой, для спектаклей с участием Сары Бернар

Но не у всех было к актрисе такое благосклонное отношение. К примеру, одна из общественных организаций в США назвала в прессе её турне «нашествием проклятой змеи, исчадием французского Вавилона, прибывшего с целью влить отраву в чистые американские нравы». Несмотря на это, в зрителях на спектаклях Сары Бернар никогда не было недостатка.

А вот в Российской империи её приезда ждали с нетерпением. Слава Сары Бернар очень быстро распространилась по миру. «Московские ведомости» писали: «Великие мира осыпали эту сказочную принцессу почестями, каких, вероятно, и во сне не снилось ни Микеланджело, ни Бетховену…». Таким образом, стала первой настоящей мировой звездой. Существует легенда о том, что при встрече с императором Александром III, когда актриса собиралась поклониться ему, государь ответил: «Нет, это я должен перед Вами кланяться».

Хотя и в этой стране нашлись люди, критикующие актрису. К их числу относился и Иван Тургенев. В письме к Полонской в декабре 1881 года он писал: «Не могу сказать, как меня сердят все совершаемые безумства по поводу Сары Бернар , этой наглой и исковерканной пуфистки, этой бездарности, у которой только и есть, что прелестный голос. Неужели же ей никто в печати не скажет правды?». Данное мнение также разделял и Антон Чехов, утверждая, что игра актрисы это не более чем хорошо отточенное мастерство, а не божественный дар.

Как истинная актриса, по настоящему жила лишь на сцене, а вот в реальной жизни была сплошная игра. Так русский критик Сергей Волконский считал, что за пределами сцены: « кривляка, она вся искусственна... Рыжий клок спереди, рыжий клок сзади, неестественно красные губы, пудреное лицо, вся подведенная, как маска; удивительная гибкость стана, одетая, как никто другой, — она вся была «по-своему», она сама была Сара, и все на ней, вокруг нее отдавало Сарой. Она создавала не одни роли — она создавала себя, свой образ, свой силуэт, свой тип».

Да, любила себя, любила создавать вокруг себя некий волшебный ореол. Даже в своей автобиографии «Моя двойная жизнь» актриса намерено слегка завуалировала некоторые части своей биографии, чтоб оставаться загадкой всегда. А при жизни в её квартире всегда всё стояло вверх дном: многочисленные пуфы, кресла, коры расставленные и разбросанные то там, то тут. Бернар обожала экзотических животных, поэтому в её квартире помимо собак и кошек, можно было встретить обезьян, попугаев и даже змей. Говорят, что в спальне у актрисы даже видели скелетов. А сама примадонна время от времени любила полеживать в гробу. Такая страсть, впрочем, сохранилась еще с детства. В юности много болела, и врачи предрекали ей скорую кончину, поэтому девочка каким-то образом смогла уговорить мать купить ей гроб. В миру некоторые называли её колдуньей и часто сравнивали с Жанной д’Арк.

Сара Бернар в её знаменитом гробу

Впрочем, сама о себе ничего и не скрывала. Она писала: «Я очень люблю, когда меня навещают, но ненавижу ходить в гости. Обожаю получать письма, читать их, комментировать; но не люблю на них отвечать. Ненавижу места людских прогулок и обожаю пустынные дороги, уединенные уголки. Люблю давать советы и очень не люблю, когда их дают мне».

Сара Бернар в образе Жанны д"Арк

Единственным мужем актрисы стал актёр из Греции, Аристидис Жак Дамал. Впрочем, и он не смог удержать рядом с собой ураган по имени Сара. Брак их продлился всего несколько месяцев. Подлинной любовью актрисы всегда был театр. И ему она оставалась верна почти до последних дней жизни. Многочисленными любовниками становились богатые почитатели и, почти всегда, партнеры по сцене, роман с которыми оканчивался сразу после премьеры.

Она была одной из первых театральных див, которые отважились попробовать свои силы и на экране. снялась в нескольких немых фильмах. Ей даже выпало огромное счастье воплотить Маргариту Готье не только на сцене, но и в экранизации «Дама с камелиями». Впрочем, после этой роли актриса решила больше никогда не сниматься. Дело в том, что в театре она могла с легкостью скрывать свой возраст в глубине сцене, но в кино это было невозможно, и камера безжалостно подчеркивала уже преклонные года актрисы.


Сара Бернар в фильме «Дама с камелиями»

В 1905 году во время гастролей в Рио-де-Жанейро с Сарой Бернар произошел неприятный случай. Когда она играла в спектакле «Тоска», то повредила правое колено, прыгая с парапета в финальной сцене. Последствия этой травмы для актрисы были фатальными: спустя 10 лет ногу пришлось ампутировать. Один из шоу-менов даже предложил актрисе $10,000, чтобы использовать её ногу в качестве медицинской диковинки, но актриса отказалась.

И даже это не означало конец карьеры Сары Бернар . Она по-прежнему блистала на сцене. В годы Первой мировой войны выступала на фронте, чтобы хоть как-то поддержать солдат. А в возрасте 70-лет актриса вышла на сцену в образе 13-летней Джульетты из трагедии Уильяма Шекспира, и по залу вновь прокатились овации.


Сара Бернар, 1916 год

Сара Бернар, 1920 год

Жюль Ренар так вспоминал о примадонне: «У Сары есть правило: никогда не думать о завтрашнем дне. Завтра — будь что будет, хоть смерть. Она пользуется каждым мгновением... Она глотает жизнь».

Скончалась 26 марта 1923 года в возрасте 78 лет. Когда новость о смерти Сары Бернар достигла театра, носившего её имя, во время первого акта «Орлёнка» занавес опустился, публика без шума покинула зал, а актёры, по-прежнему в костюмах и гриме, отправились к её дому, чтобы попрощаться с великой Сарой Бернар. Это был единственный раз для «Божественной Сары», когда шоу не смогло продолжаться.

Но даже в своей смерти желала быть прекрасной. Актриса заранее спланировала церемонию своих похорон. Она выбрала молодых и красивых актёров, которые понесут её гроб, а весь путь траурной процессии пусть будет устелен камелиями.


Похороны Сары Бернар

сыграла около 79 ролей на 125 сценах Европы, США, Канады, Южной Америки, Австралии и Ближнего Востока. Она покорила сердца миллионов, хотя всегда играла лишь на французском языке. Её неповторимая сила голоса позволяла актрисе воплотить буквально любую роль. была настоящей знаменитостью и на долгие времена сохранила титул «самой знаменитой актрисы за всю историю».

БЕРНАР САРА

(род. в 1844 г. – ум. в 1923 г.)

Великая французская театральная актриса, создатель и руководитель «Театра Сары Бернар» (1898–1922 гг.), скульптор, живописец, автор двух романов, четырех пьес и мемуаров «Моя двойная жизнь» (1898 г.). Награждена орденом Почетного легиона (1914 г.).

Ее величали Великой Бернар, Великолепной Сарой, Мадемуазель Бунтовщицей. Это была изумительная женщина. Необычайно красивая, грациозная, изящная, с буйной от природы золотистой, курчавой гривой волос и глазами цвета морской волны. От нее веяло неповторимым шиком, а каждый поступок воспринимался как очередная эксцентрическая выходка. Впечатлительная, страстная, чувственная, импульсивная. За ней шлейфом тянулись скандалы, которые превращались в легенды. Она умела покорять зрителей и мужчин, дружить с женщинами так же естественно, как дышать. Необыкновенная жажда жизни, неуемное любопытство в сочетании с другими яркими качествами характера превратились в редчайший человеческий сплав, в «чудо из чудес», в гениальную актрису по имени Сара Бернар. Но вдумаемся в слова В. Гюго: «Это больше чем актриса, это – женщина…» Великая женщина.

Сара родилась 23 октября 1844 г. Ее мать, Жюли ван Хард (Юдифь фон Хард), в жилах которой текла еврейская и голландская кровь, была очень хороша собой. Переселившись в Париж, она сделала стремительную карьеру высокооплачиваемой содержанки и была принята в высшем свете. В 16 лет Жюли родила первую из трех незаконнорожденных дочерей. Кто был отцом Сары, точно не известно, но большинство биографов называют морского офицера Мореля Бернара. Слабенькая от рождения девочка воспитывалась у кормилицы до пяти лет. Та звала ее Пеночкой и любила как родное дитя. Затем ее «комфортабельной детской тюрьмой» стал пансион г-жи Фрессар и привилегированный католический монастырь Гран-Шан, где еврейскую девочку окрестили.

Мать редко навещала Сару. Но появлялась, словно мадонна, всегда, когда больная туберкулезом дочь, подверженная лихорадкам и горячкам, особенно после неконтролируемых приступов «дикого гнева», находилась между жизнью и смертью. Сара очень любила мать, от которой исходил неповторимый аромат другой, закрытой от девочки жизни. Чтобы подольше удержать ее рядом с собой, она в пять лет выпрыгнула из окна, сломала руку и сильно травмировала колено, но добилась своего. Два года мама и ее покровители опекала малышку.

В 14 лет впечатлительная Сара убедила себя, что должна стать монахиней. Мадам Бернар считала, что ее дочерям суждена судьба прекрасных куртизанок (впоследствии Сара была согласна, что эта «работа очень доходная», но сама никогда не жила за счет любовников). А один из покровителей матери, герцог де Морни, внимательно присмотревшись к потрясающему темпераменту юной Бернар, посоветовал ей учиться театральному искусству в Консерватории. Сара, впервые переступившая порог театра почти в 15 лет и ничего не знавшая о профессии, тем не менее была зачислена в актерскую школу. Занималась она упорно, и педагоги прочили ей успех.

Все были уверены, что на выпускных экзаменах Бернар получит первые награды в трагедийном и комедийном жанрах. Но ее, как и на протяжении всей творческой жизни, подвел страх перед выходом на сцену. Она часто играла в таком возбужденном состоянии, что после окончания спектакля падала в обморок. Несмотря на неудачу, в 1862 г. Сара была зачислена в лучший театр Парижа – «Комеди Франсез», благодаря протекции А. Дюма и герцога де Морни. В дебютной роли Ифигении в одноименной пьесе Расина она была «невыразительна». Критики отметили приятную наружность молодой актрисы и безупречность дикции. Ее неповторимому голосу, о котором Дюма говорил, что он звучит «хрустально чистым ручейком, журчащим и прыгающим по золотой гальке», еще предстояло заворожить публику.

Бернар не продержалась в этом театре и года. За нанесенную обиду своей младшей сестре Режине она дала пощечину толстой примадонне. Извиниться отказалась и вынуждена была уйти. Затем Бернар недолго играла в театре «Жимназ». Постепенно она начала раскрываться как драматическая актриса. У нее появились поклонники. В числе первых известных любовников Сары был красивый лейтенант, граф де Катри, а ее первой любовью стал отпрыск знатного бельгийского рода – герцог Анри де Линь. Против их чувств восстала семья юного принца, и Сара была вынуждена отказаться от своего счастья. Через несколько месяцев после грустного возвращения в Париж она родила сына Мориса (1884 г.) и стала любящей и преданной матерью. Позже принц Анри де Линь предлагал Морису признать его и дать свое высокородное имя, но сын знаменитой актрисы Бернар отказался от этой чести.

Сара с головой окунулась в работу в театре «Одеон», который хотя и был менее знаменит, чем «Комеди Франсез», но стал для актрисы родным домом. Она нравилась публике своей оригинальностью и стала кумиром студентов, с успехом играя в спектаклях «Кин» А. Дюма (1868 г.) и «Прохожий» Ф. K?nne (1869 г.). В последнем она произвела сенсацию, исполнив роль юноши-менестреля Занетто. Упоительный путь актрисы к славе был прерван войной с Германией. Вспыхнувший в ней дух патриотизма не позволил ей оставить осажденный врагами город. Отправив всю семью подальше от боевых действий, Сара оборудовала в «Одеоне» госпиталь и наравне с другими женщинами стала рядовой заботливой сестрой милосердия.

Франция проиграла войну, но мужественная Бернар одержала победу над собой, спасая чужие жизни в холодную и голодную осень и зиму 1870–1871 гг. А уже в январе следующего года Сара стояла на вершине театрального Олимпа. Она стала «Избранницей Публики», перед ней преклонил колени прославленный автор В. Гюго и благодарил за поистине королевскую игру (роль королевы) в его пьесе «Рюи Блаз». Спустя годы Бернар записала в мемуарах, что теперь о ней можно спорить, но пренебрегать ею нельзя.

После этого триумфа актрису со всеми ее чудачествами с радостью принял «Комеди Франсез». Сара рассталась с «Одеоном», так как получала там «сущие гроши», а предпочитала свободу и независимость во всем, в том числе и в материальном плане. Подарки от любовников – вещь естественная, но свои чувства она не продавала. Сара окружала себя талантливыми мужчинами. Насколько были с ней близки Гюстав Доре, Эдмон Ростан, Виктор Гюго, Эмиль Золя, неизвестно. Современники называли их среди тысячи ее любовников. А в одной из книг Саре приписали «особые отношения» со всеми главами европейских государств, включая Папу Римского. Страстная в любви актриса была той гремучей смесью эротики и свободы духа, которая возбуждала мужчин. Но заявив о себе, что она «была одной из величайших любовниц своего века», в мемуарах «Моя двойная жизнь» (1898 г.), она обошла молчанием все любовные связи, наверное, чтобы никого не обидеть. Современники заявляли, что Бернар переспала со всеми театральными партнерами. О Саре и Пьере Бертоне писали, что их страсть «могла освещать улицы». А длительная связь с великолепным актером Жаном Муне-Сюлли чуть не закончилась как шекспировская трагедия «Отелло». Отверженному и обиженному отставкой любовнику «привести приговор в исполнение» помешал режиссер, опустивший занавес на несколько минут раньше драматической развязки.

Но Бернар обожала острые ощущения. Она поднималась на высоту 2600 м в корзине воздушного шара, доведя этим директора театра до белого каления, спускалась в подземные пещеры, съезжала с Ниагарского водопада по льду на собственном пальто. Эта увлекающаяся женщина ко всем своим сумасбродным и серьезным идеям относилась с таким же пылом, как к театру и мужчинам. Когда Сара решила попробовать свои силы в скульптуре, она не выходила ночи напролет из своей мастерской. Даже сам Роден не отказал ей в таланте, хотя назвал произведения «несколько архаичными». Скульптурная группа «После бури» получила награду на выставке (1878 г.) и была продана «царьку из Ниццы» за 10 тыс. франков.

Увлекшись живописью, Бернар вместо лечения малокровия в Ментоне отправилась в Бретань, лазила по горам и часами не отходила от мольберта на берегу моря. И казалось, что после очередного чудачества у этой хрупкой и болезненной женщины прибавлялось сил. Врачи напророчили ей смерть еще в детстве. Узнав об этом, впечатлительная девочка уговорила мать купить ей гроб, чтобы не лежать «в каком-нибудь уродце». Она не расставалась с ним даже на гастролях. Разучивала в нем роли, спала, фотографировалась и даже занималась любовью, если это не смущало партнера. И все это обилие идей и приключений Бернар ухитрялась соединять с репетициями и триумфальными выступлениями в театре.

Каждый новый спектакль открывал зрителю неповторимые по своей выразительности грани таланта актрисы («Федра» Расина, «Заира» Вольтера, «Иностранка» Дюма-сына). На премьере своей пьесы «Эрнани» В. Гюго плакал, очарованный Сарой в роли доньи Соль. К своему письму в благодарность актрисе он приложил бриллиантовую слезу на цепочке-браслете.

На гастролях с «Комеди Франсез» Бернар покорила Лондон, Но теперь ей уже было тесно в рамках одного театра. После неудачной постановки «Авантюристки» Дюма-сына, которую она назвала «своим первым и последним провалом», Сара, заплатив стотысячную неустойку, ушла из театра и создала собственную труппу (1880 г.). Совершив стремительное турне по Англии, Бельгии и Дании, которое назвали «28 дней Сары Бернар», актриса заключила выгодный американский контракт. С девятью спектаклями Бернар объездила 50 городов США и Канады, дав 156 представлений и получив огромные гонорары. Теперь ее имя означало успех, и драматурги создавали пьесы под Бернар: Дюма-сын – «Дама с камелиями»; В. Сарду – «Федора», «Тоска», «Колдунья», «Клеопатра», Ростан – «Принцесса Грёза», «Орленок», «Самаритянка». Актрисе были подвластны любые роли. В 32 года она играла 70-летнюю слепую римлянку Постумию в «Побежденном Риме» Пароди, а в 56 вышла на сцену двадцатилетним принцем, сыном Наполеона, в «Орленке». Сара ухитрилась захватить себе и извечно мужские роли – Лорензаччо в одноименной пьесе Мюссе и покорила зрителей изысканным нетрадиционным решением роли Гамлета.

Ее неуемная жажда деятельности поражала. Сара несколько раз пыталась создать собственный театр, и в 1898 г. на площади Шатре в Париже распахнул двери «Театр Сары Бернар». Со своей труппой, в которой играла ее сестра Жанна, актриса объехала полмира, побывала с гастролями в Австралии, Южной Америке, в Европе, была девять раз в США и трижды в России. Только Германия не увидела ее – Сара не могла простить немцам осады Парижа. Во время первого посещения России Бернар познакомилась в Санкт-Петербурге с советником греческой миссии Аристидисом (Жаком) Дамала. Он был младше Сары на девять лет, очень красив и легко покорял женские сердца. Бернар была настолько очарована им, что даже вышла за него замуж (1882 г.). Однако их брак был недолгим. Муж волочился за молоденькими актрисами, играл по-крупному в карты, а затем пристрастился к наркотикам. Но даже будучи с ним уже разведена, Сара опекала его, умирающего от морфия и кокаина (1889 г.). Сама Бернар еще долго привлекала мужчин. В 66 лет она познакомилась в США с Лу Теллегеном, который их четырехлетнюю любовную связь назвал «самыми лучшими годами» в своей жизни. А ведь он был младше Сары на 35 лет.

Стремление чувствовать и жить открывало перед Бернар новые горизонты. Сара серьезно занималась литературным творчеством. После удачной новеллы «Среди облаков» она написала два романа-пособия для молодых артистов («Маленький идол» и «Красный двойник») и четыре пьесы («Андриена Лекуврер», «Признание», «Сердце мужчины», «Театр на поле чести»). А мемуары Сары Бернар – это не занудные воспоминания, это море чувств и мыслей. Она была такой разной, оставаясь собой. Поступки Сары многих шокировали, но никого не удивляли ни ее бескорыстная щедрость к друзьям-артистам, попавшим в нужду, ни совместные с Э. Карузо благотворительные концерты в пользу русских раненых в ходе войны с Японией. Бернар выступала перед солдатами на фронтах Первой мировой войны (1915 г.), ав поездке ее сопровождал знаменитый французский генерал Ф. Фош, которого она выходила 35 лет назад в своем госпитале. Сара очень нуждалась в таком верном друге, так как незадолго до поездки ей ампутировали ногу значительно выше колена. Но преодолевать трудности, как и создавать их, было ее излюбленным делом, ведь недаром своим жизненным девизом она избрала слова: «Во что бы то ни стало».

Бернар приковывала внимание к своей персоне не только незаурядными творческими достижениями, но и эксцентричным поведением и шокирующими публику капризами. В одну из холодных зим она потратила две тысячи франков на хлеб, чтобы накормить голодных парижских воробьев. А ее особняк в центре Парижа чем-то напоминал зверинец. В нем обитали четыре собаки, удав, обезьяна и огромный какаду. Еще Сара мечтала иметь двух львят, но их с успехом заменили «очень забавный гепард» и белоснежный волкодав, которых она приобрела на деньги, вырученные от продажи своих картин и скульптур на выставке в Англии.

Бернар получала баснословные гонорары, но и жила с присущим ей шиком. Тратить заработанные упорным трудом деньги ей помогал и любимый сын, изысканный красавец Морис, просаживавший баснословные суммы в игорных домах. Чтобы погасить его долги, Сара была вынуждена работать до последних дней жизни. Она была одной из первых великих театральных актрис, решившейся появиться на киноэкране в 1900 г. Первые попытки – сцена «Дуэль Гамлета» и экранизация пьесы Сарду «Тоска» – были настолько неудачными, что Сара добилась, чтобы картину не выпустили в прокат. Но, зажатая кредиторами в тиски, она была вынуждена согласиться играть главные роли в картинах «Дама с камелиями», «Королева Елизавета», «Андриена Лекуврер», «Французские матери», «Жанна Доре» и «Его лучшее дело». Мнение критиков было неоднозначным – от восторга до полного неприятия. Ее манера игры, грим, речь были рассчитаны на театрального зрителя и воспринимались на экране довольно странно. Но большинство фильмов получило всемирный успех, а «Королева Елизавета» оказала значительное влияние на стиль Голливуда.

С 1915 г. Бернар играла на сцене только сидя. И если кто-то мог иронизировать, увидев, как ее выносят на подмостки в изящных носилках, то с началом пьесы любые насмешки исчезали. Чтобы увлечь зрителя, Саре было достаточно выразительных жестов тщательно загримированных рук. А ее голос, льющийся в зал, завораживал публику, заставляя соизмерять дыхание с темпом ее речи. На сцене неподвижная Бернар оставалась театральной богиней. Эта мужественная женщина заслуженно носила высшую награду Франции – орден Почетного легиона.

С молодым задором и упоением прожила Бернар жизнь. Тяжелый приступ уремии прервал репетиции фильма «Провидица», но не сломил ее дух. В последние часы жизни Сара отобрала шестерых молодых актеров, которые должны были сопровождать вечно юную, страстную и безбрежно талантливую женщину в последний путь. И скандально известный гроб из красного дерева дождался своего часа. 26 марта 1923 г. Сара Бернар скончалась, шагнув из жизни в легенду. Она стала национальной гордостью Франции, символом страны, как Эйфелева башня, Триумфальная арка и «Марсельеза». Она «не побоялась взойти на пьедестал, который зиждется на сплетнях, небылицах, наветах лести и подхалимаже, лжи и правде, – говорила ее подруга, актриса Мадлен Броан, – потому что оставшись наверху, одержимая жаждой Славы, Бернар укрепляла его талантом, трудом и добротой».

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Кухня века автора Похлёбкин Вильям Васильевич

Бернар Луазо Бернару Луазо 46 лет. Ныне он самый молодой и самый знаменитый повар Франции. Ему принадлежит известнейший во Франции ресторан «Отель де ля Кот-д’Ор», носящий имя самого «винного» департамента во Франции. Департамент Кот-д’Ор - сердце Бургундии, а столицей

Из книги Интеллектуалы в средние века автора Ле Гофф Жак

Св. Бернар и Абеляр Во главе врагов стоит св. Бернар. По удачному выражению отца Шеню, аббат из Сито находится по другую сторону христианства. Этот сельский житель, оставшийся по духу своему феодалом и даже прежде всего воином, не создан для понимания городской

Из книги Мифы древности - Ближний Восток автора Немировский Александр Иосифович

Сара и Агарь Шли годы. Аврам и его жена старились, а детей у них все не было. И сказала Сара Авраму:- Не избавил меня Бог от бесплодия. Войди же к служанке моей Агари, и, быть может, я буду иметь детей от неё .И дала Сара Авраму рабыню, египтянку Агарь, и вошел он к ней. Поняв,

Из книги Русь изначальная [Праистория Руси] автора Асов Александр Игоревич

Царствование Кышека-царя (Киак-сара), Мадия и Зарины (VII в. до н. э.) Согласно античной традиции, и прежде всего «отцу истории» Геродоту, в VII веке до н. э. Скифским царством правил царь Ишпака (Ас-бог).Он был союзником соседнего Мидийского царства. В ходе войны с Ассирией в

Из книги АвтоНАШЕСТВИЕ на СССР. Трофейные и лендлизовские автомобили автора Соколов Михаил Владимирович

Из книги Всемирная история в сплетнях автора Баганова Мария

Бернар Клервосский (1090–1153) Этот аристократ из Бургундии ушел в монастырь цистерианцев в возрасте двадцати двух лет. Вместе с ним монашество приняли четыре его брата и двадцать семь друзей.Всего через три года он основал монастырь в Клерво на землях своего дяди в Шампани.

Из книги 100 знаменитых женщин автора

БЕРНАР САРА (род. в 1844 г. – ум. в 1923 г.) Великая французская театральная актриса, создатель и руководитель «Театра Сары Бернар» (1898–1922 гг.), скульптор, живописец, автор двух романов, четырех пьес и мемуаров «Моя двойная жизнь» (1898 г.). Награждена орденом Почетного легиона

Из книги Монашеские ордена автора Андреев Александр Радьевич

Клюни, Цистерцианцы и Бернар Клервоский При создании империи Карл Великий запретил конфискации церковных земель, которые передавались в качестве вознаграждения своим воинам. Император потребовал от всей церкви выставлять от каждого монастыря определенное количество

Из книги Крестовые походы. Священные войны Средневековья автора Брандедж Джеймс

Святой Бернар в Везле В году 1146 Людовик, славный король франков и герцог Аквитании, сын короля Людовика, прибыл в Везле на Пасху, так что он мог быть достоин Иисуса, неся за ним его крест. Людовику было 26 лет.Когда тот же благочестивый и набожный король был со своим

Из книги Еврейский мир [Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии (litres)] автора Телушкин Джозеф

Из книги Великие тайны Руси [История. Прародины. Предки. Святыни] автора Асов Александр Игоревич

Царствование Кышека-царя (Киак-сара), Мадия и Зарины (VII в. до н. э.) Согласно античной традиции, и прежде всего «отцу истории» Геродоту, в VII веке до н. э. Скифским царством правил царь Ишпака (Ас-бог).Он был союзником соседнего Мидийского царства. В ходе войны с Ассирией в 70-х

Из книги История инквизиции автора Мейкок А. Л.

Из книги Подлинная история тамплиеров автора Ньюман Шаран

Глава пятая. Бернар Клервоский Он называл себя химерой своего века. Он был весь соткан из противоречий. Монах, которого редко видели в его обители, церковный служитель, вечно втянутый в политические дела, мирный человек, убеждавший тысячи других в необходимости

Из книги Супружеские измены автора Иванова Наталья Владимировна

Сара Бернар Сара Бернар (1844–1923) – французская актриса, получившая всемирную известность и широчайшее признание. Великая актриса воплотила трагический образ Корделии в «Короле Лире» Шекспира, также играла мужские роли – Гамлета и сына Наполеона. Игра на сцене великой

Из книги Женщины, изменившие мир автора Скляренко Валентина Марковна

Бернар Сара (род. в 1844 г. – ум. в 1923 г.) Великая французская театральная актриса, создатель и руководитель «Театра Сары Бернар» (1898–1922 гг.), скульптор, живописец, автор двух романов, четырех пьес и мемуаров «Моя двойная жизнь» (1898 г.). Награждена орденом Почетного легиона

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич