Вино кагор православный. Происхождение кагора и его история

Как кагор появился в России?

Кагор — единственное вино, которое можно употреблять в Великий пост. В преддверии Пасхи АиФ.ru объясняет, с чем это связано и почему только этот напиток позволено освящать в церкви.

Непременными атрибутами светлой Пасхи являются не только крашеные яйца и кулич, но и вино, символизирующее кровь Христа. Впрочем, освящать в Церкви можно не все вина, а только кагор. Это единственный алкогольный напиток, который священники используют в религиозных обрядах. Его можно пить и во время Великого поста. Правда, только в выходные дни и весьма умеренными дозами.

Место кагора в православии

В Библии говорится, что сам Иисус Христос сравнивал себя с виноградной лозой, а Бога-Отца — с виноградарем, который ухаживает за деревьями, отсекая бесплодные ветки. Превращение воды в вино — это первое чудо, совершённое Иисусом Христом во время брачного пира в городе Кане, недалеко от Назарета.

«Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой — Виноградарь; всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода», — сказано в Евангелии от Иоанна.

Русская Православная Церковь использует кагор для Таинства Причастия. Креплёное вино также применяется в Таинстве Евхаристии — обряда, который помогает верующему соединиться с Богом. После сорокадневного поста христиане вкушают хлеб и вино, символизирующие Тело и Кровь Христову в качестве акта взаимной жертвенной любви.

«И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается», — так описана Тайная Вечеря в Евангелии от Луки.

Существует множество версий того, почему именно этот сорт вина стали использовать для религиозных обрядов.

Так, согласно правилам, описанным в «Известии Учительном», которое впервые отпечатали в 1699 году, Церковь должна использовать для причастия только некислое виноградное вино. Цвет напитка не уточняется, однако считается, что, поскольку во время Святого Причастия вино символизирует кровь Христа, насыщенный красный оттенок кагора больше подходит для этой цели.

Кроме того, в составе церковного вина не должно быть воды, экстрактов трав и сахара. Такой напиток получается очень крепким, поэтому в церкви его разбавляют водой.

Как кагор появился в России?

Само слово «кагор» пришло в русский язык из Франции. Там вина этого сорта называются похожим по звучанию словом «Cahors».

Впервые кагор упоминается в летописях XIII столетия. Родиной напитка насыщенного красного цвета с терпким, сладковатым вкусом считают Францию. Согласно летописям, кагор стали производить на правобережье реки Лот, где до сих пор выращивают редкие сорта винограда, из которых получаются самые вкусные, а потому и дорогие вина. Впрочем, надо заметить, что рецепт церковного кагора значительно отличается от французского.

А вот как вино стали производить в России, доподлинно неизвестно до сих пор. На территории Российской Империи виноделием не занимались вплоть до XVII века. По одной из версий, производство решили наладить потому, что поставки вина из Греции, Италии и Франции для религиозных обрядов обходились казне очень дорого. По другой, виноделием в России стали заниматься по указу Петра I — известного ценителя всего заморского. Выбор в сторону креплёного вина мог пасть и потому, что это один из немногих напитков, который мог выдержать длительную транспортировку, не потеряв своих вкусовых качеств.

Так как повторить европейскую технологию было невозможно, рецепт кагора, производимого на южных территориях страны, отличался от оригинального. В Российской Империи креплёное вино производили из сортов винограда Каберне и Саперави. Это добавляло ему необычный сладкий привкус и аромат чёрной смородины, а порой и шоколада.

Как производят кагор?

Кагор относится к видам креплёного десертного красного вина. В России, помимо отечественного, можно найти кагор из Азербайджана, Молдавии и Абхазии.

Современный кагор производят не только из винограда Каберне-Совиньон и Саперави, но и Морастель, и Мальбек. На переработку при этом поступают только ягоды с содержанием сахара не ниже 22-25%. Особое внимание уделяется их обработке, так как от выбранного метода зависит цвет напитка — одна из его основных характеристик. Отличаются и технологии производства десертного вина — у каждого производителя свой секрет. Например, при изготовлении абхазского кагора, названного в честь древнего монастыря «Новый Афон», виноград дробят и полученную мезгу нагревают до температуры в 55-60°С в течение 10-24 часов. Данная тепловая обработка способствует более полному переходу из мезги в сусло дубильных, красящих и других экстрактивных веществ, благодаря чему вино приобретает интенсивную окраску, благородный букет и полный бархатистый терпкий вкус, в которых особо выделяются тона чернослива и других плодов. В Крыму другая технология — в процессе изготовления вина к нагретой дроблёной виноградной массе добавляют виноградное бренди, после чего напиток выдерживается до полной готовности.

На юго-западе Франции в излучине реки Лот лежит живописный город Каор. Здесь занимаются виноделием с древних времен. Как утверждают жители города, лоза торжественно прибыла на их земли две тысячи лет назад под барабанный бой римских легионеров. Именно Каору (в вольной русской транскрипции Кагору) было суждено дать название российскому церковному вину. Почему так случилось, сегодня сказать сложно, тем более что нынешний сухой каор имеет мало общего с нашим сладким крепленым кагором. Но попробуем в этом разобраться. Рассказывает MillionMenu.ru.

В Средние века судьба благоволила к каорским винам. Каор — один из этапов знаменитого Пути Сантьяго (Святого Иакова — апостола Христа и покровителя Испании), а это значит, что многим паломникам, побывавшим в этом городе, местное вино было хорошо известно. Тысячи путешественников, восстанавливающих силы после трудного пути, отведав глоток-другой доброго каора, рассказывали потом о его удивительных свойствах братьям по вере. В христианском мире каоры считались исключительно полезными для здоровья.

Прибавил популярности этим винам и другой исторический факт: уроженец Каора папа Иоанн ХХII (1316—1334), став верховным понтификом, осыпал родной город дарами и привилегиями. Благодаря ему в Авиньоне во время службы священники стали причащать каором.

Благодаря папе Иоанну ХХII во время службы священники стали причащать каором

Когда в России во времена Петра I возник вопрос, какое вино использовать для нужд пореформенной церкви, выбор пал на каор. И вовсе не из-за его целебности (хотя утверждают, будто сам царь лечил им язву желудка) и не из-за того, что его признали евхаристическим в Авиньоне, а по чисто практическим соображениям. Насыщенные каоры лучше других соответствовали православной традиции добавлять в преосуществленное в Кровь Христову вино горячую воду («теплоту», «зеон»). Чтобы сильно разбавленное вино сохранило цвет, оно должно было быть очень экстрактивным, и каор как нельзя лучше отвечал этому требованию. Недаром англичане, которые импортировали каор еще с XIII века, называли его black wine — «черным вином».

Такие свойства вино приобретает благодаря технологии изготовления. Ягоды винограда Мальбек (он же Оксерруа) дробились, и сусло с мезгой в течение суток выдерживалось при температуре 75—80 °C. По-видимому, сырье нагревалось для повышения содержания алкоголя и плотности в будущем вине. Такие напитки хорошо хранились, что позволяло перевозить их на большие расстояния и способствовало их распространению.

Не последнюю роль в выборе Петра I, наверняка, играли и экономические причины: вина юго-запада Франции вообще и Каора в частности были значительно дешевле многих других, например бордоских. Ведь в этот период слава Каора начала угасать. Пользуясь своим географическим положением и королевскими привилегиями, Бордо диктовал прочим регионам свои условия. Прежде чем выставлять вина на продажу, производители Каора должны были дожидаться, пока будет сбыт весь урожай бордо. К этому моменту винный рынок был уже насыщен и цены на каоры не могли быть высокими по определению. Расположенный неподалеку от Бордо, Каор постоянно находился в тени своего блестящего соседа. Даже указ Тюрго, в 1776 году отменивший исключительные права для бордосцев, не смог положить конец незавидному положению, в котором оказался винодельческий юго-запад. Его по-прежнему воспринимали как «задворки Бордо». И в дальнейшем Каор ждали суровые испытания. В 1875 году виноградники региона поразила филлоксера, и, несмотря на поистине героические усилия виноградарей, о виноделии пришлось на время забыть.

По иннициативе Петра I кагор стали использовать для нужд пореформенной церкви

По этой причине Русская православная церковь была вынуждена срочно искать замену каору. На роль «дублера» подошло сладкое, насыщенное и тягучее вино из Валенсии, из города Беникарло. Но в России уже давно назрела необходимость в собственном вине. Население страны росло, численность прихожан, соответственно, тоже, и импорт уже не покрывал всех потребностей РПЦ (к началу XIX века ей требовалось порядка 3 млн. литров вина). К тому же возить напиток из Испании было весьма недешево! А возможность делать вино в России была — Лев Сергеевич Голицын уже заложил фундамент для производства отечественных вин в Крыму и на Кавказе.

В феврале 1902 года на Первом российском съезде виноградарей и виноделов, проходившем под председательством князя Голицына, представители духовенства поставили перед российскими мастерами задачу создать свое церковное вино. Съезд определил два вида вина для нужд церкви: красное сладкое и красное сухое. В постановлении съезда говорилось, что вино в обоих случаях нужно делать только из винограда, для повышения крепости использовать только чистый виноградный спирт-ректификат, а для увеличения сахаристости применять исключительно сгущенный виноградный сок. Добавление экстрактов трав, сахара и крахмало-паточного спирта полностью исключалось.

Над технологией изготовления кагоров работали лучшие энологические умы России: Л. С. Голицын, профессор М. А. Ховренко, профессор М. Ф. Щербаков, виноделы из Крыма, из хозяйств «Магарач» и «Массандра», С. Ф. Охременко, И. А. Биянки, А. В. Келлер. Благодаря их вдохновенному труду сегодня существует несколько технологий изготовления кагоров. Наиболее широко распространены две из них.

Первая была разработана Долгановым и Дубининым в конце XIX века, а затем усовершенствована в 30-е годы XX века и напоминает каорскую. По этой технологии раздробленный виноград сорта Саперави нагревают до 55˚С и затем охлаждают. После остывания сусло бродит, в него добавляют виноградный спирт и сгущенный виноградный сироп. Лучшие образцы таких кагоров выдерживают в бочках. По этой технологии в крымской Массандре с 1933 года производят «Кагор Южнобережный» — мощное вино с тонами шоколада, сливок и сухофруктов в букете.

По другой технологии ягоды подвяливают на лозе. Затем собранный виноград прессуют, сбраживают, добавляют спирт, нагревают и еще некоторое время держат при высокой температуре. Так производят кагор в Молдавии, Узбекистане, Азербайджане.

Но вернемся в Каор. В 1971 году произошло важное событие в винодельческой истории Каора: он получил статус апеллясьона (наименования, контролируемого по происхождению). Отныне название «каор» может носить только вино из одноименного региона, произведенное по четко установленной законом технологии, а это значит, что признана его ценность и уникальность.

В наши дни каор — насыщенное сухое вино. Его делают без предварительного нагревания. К сожалению, былое величие Мальбека после двукратного уничтожения виноградников (в конце XIX века «постаралась» филлоксера, а в 1956 году — рекордные заморозки) восстановить не удалось — вина с гибридной лозы оказались бледной копией тех, что некогда прославили Каор. Поэтому в купаж к Мальбеку теперь добавляют Танна и Мерло.

Современный каор в молодости соблазняет своей взрывной фруктовостью, обволакивающими танинами, идеальным балансом. В его букете доминируют ароматы черных ягод (тутовника и черники). Он прекрасен с фуа-гра и мясом под соусом. С выдержкой в букете каора могут развиваться тона вишни и сливы, а также ореховые, коричные, бальзамические нотки, оттенки свежемолотого кофе и лакрицы. Каоры 15-летней выдержки поражают воображение благородством и богатством. Французские сомелье рекомендуют подавать такое вино к трюфелям, красному мясу, дичи, приготовленной под грибным соусом, а также к тушеному голубю, фазану и сырам.

К сожалению, на российском рынке каор найти непросто, хотя в мире их положение постепенно укрепляется и специалисты начинают оценивать их по достоинству. Так, Château Lagrezette 2001 в 2005 году вошло в один из самых престижных винных рейтингов Top 100 от Wine Spectator. Среди лучших производителей назовем Chateau de Cayrou-Jouffreau, Clos la Coutale, Clos de Triguedina, Domaine Haut-Monplaisir.

14:54 31.03.2000

ВКонтакте Facebook Одноклассники

Традиции использования вина в ритуалах богослужений существуют с незапамятных времен. Первые упоминания о винограднике и виноградном вине мы находим в книге Бытия, в истории патриарха

Традиции использования вина в ритуалах богослужений существуют с незапамятных времен. Первые упоминания о винограднике и виноградном вине мы находим в книге Бытия, в истории патриарха Ноя. Ветхозаветные авторы свидетельствуют о том, что красное виноградное вино, именуемое в Библии «кровию виноградных ягод», было в широком употреблении у древнего израильского народа. Виноградная лоза была не только символом мира и достатка, но несла в себе и духовный смысл. Особенно ярко это проявляется в текстах Нового Завета, где лоза, виноград и вино, глубоко символичные образы того времени, постоянно используются в притчах. «Я есть истинная виноградная лоза, а отец Мой - виноградарь»,- говорит Иисус Христос.

Сцена Тайной вечерни дала начало многовековой традиции богослужения, послужив прообразом Таинства Причащения. Христос подал ученикам чашу вина со словами: «Пейте из нее все. В чаше сей кровь моя, которая изливается во оставлении грехов ваших. Сие творите в воспоминании обо мне». С тех пор верующие, причащаясь, под видом хлеба и вина вкушают самого тела и крови Христовой для вечной жизни. Каким должно быть церковное вино? В чем особенности красных десертных вин России? И почему фальсификация российских вин началась именно с этой категории винопродукции?
Стоглавым собором 1551 года в монастырях были разрешены к употреблению только «фряжские» красные вина из Генуи. На кораблях, вокруг Европы, через Архангельск «фряжское вино» доставлялось в Россию и закупалось церковью на Моложской, Макарьевской и Новгородской ярмарках. Конечно, это вино было очень дорогим. Поэтому уже в начале XVII столетия астраханские монахи высаживают вблизи монастыря закавказские виноградные лозы.
В 1658 году воевода Ромодановский отправляет в Москву 41 бочку церковного вина.

В XVII века в качестве церковного вина использовались монастырские вина волошских и молдавских виноградников. Однако российского вина для церкви явно не хватало - его производилось слишком мало. Чтобы покрыть этот дефицит, в конце XIX столетия Россия для нужд церкви закупает в Западной Европе большие партии густых красных сладких вин под названиями «Рогом» и «Беникарло». «Беникарло» было настоящим сладким вином из винограда и получило свое название от испанского города на Среднем море. Ну а слово «рогом» обозначает неопределенную смесь крепких напитков из Франции и Германии. То есть фальсификат церковного вина.
Собственно, период массовой фальсификации поставляемых в Россию сладких красных вин начинается с XVIII столетия - до начала массового импорта. Российские фальсификаторы не пугаются ни царских указов, ни постановлений Святейшего Синода, грозящих наказанием за их подделку. Хотя запреты на любые примеси невиноградного происхождения были суровые: «Кто дерзнет кроме самого виноградного вина, на иных винах и соках, или вино кислостию во оцет притворится, или с чем смешено будет, никакоже таинства совершит, но согрешит иерей тяжко, смертно».
Мошенники действуют нагло - в Москве, Нижнем Новгороде, Одессе, Ростове, изготавливая огромные партии подделок под именем «Церковное вино». В их доморощенных рецептах фигурируют «чихирь» (красное сухое вино северного Кавказа), вода, хлебный спирт, сахар, патока и даже черничный морс. Для подделки дорогих сортов церковных вин использовалось в смеси настоящее испанское «Беникарло»; дешевые сорта состояли в основном из «чихиря», воды, сахара и черничного морса, иногда с добавлением спиртных настоев ароматизированных трав.

Вольная продажа фальсифицированных напитков с названием «Церковное» составляла тогда в России около пяти миллионов декалитров в год. Они были дешевле водочных изделий, не облагались налогами и пользовались высоким спросом у населения. Так возник народный напиток, являвшийся, по сути, чернично-сахарным продуктом на воде, спирте и вине.
Для нужд 48000 церквей России ежегодно требовалось около 300 тысяч декалитров вина, а четкой регламентации по его происхождению, составу и качеству просто не существовало.
Решить эту проблему взялся состоявшийся в 1902 году в Москве первый российский съезд виноградарей и виноделов. Председательствовал на съезде выдающийся российский винодел князь Л.С. Голицын, стоявший за чистоту российских вин. Постановлением секции «Церковное вино» было решено определиться с двумя типами такого вина: первый - для нужд церкви, второй - для внецерковного потребления. Для нужд православной церкви разрешалось готовить два вида вина: сладкое красное вино типа кагор и сухое красное, к которому привыкло население южных регионов России. Кроме того, в постановлении подчеркивалось, что перепродажа церковного вина с целью наживы недопустима.
Вторым типом - для внецерковного потребления - и стало любимое народное вино кагор (по названию города Каор во Франции).
В обоих случаях разрешалось готовить вино только из винограда. Для повышения крепости можно было использовать только чистый виноградный ректификованный спирт; сахаристость вина можно было повышать только с помощью сгущенного виноградного сока.
Первый российский закон «О виноградном вине России» был утвержден 24 апреля 1915 года императором Николаем II. Целью закона было оградить вино от всякого рода подделок и использования в изготовлении посторонних материалов: сахара, хлебного или крахмало-паточного спирта, экстрактов трав, воды. В законе, в частности, были определены требования для производителей церковных вин: «Церковно-богослужебное вино готовят благонадежные и добросовестные винодельчиские фирмы для всех епархий, всех церквей Святейшего Синода».

Тогда же появились и технологические основы приготовления сладких церковных, а с ними и других отечественных красных десертных вин.
При поддержке Л.С Голицына их разработал профессор М.А. Ховренко, профессор М.Ф. Щербаков, виноделы “Магарача” и “Массандры” С.Ф. Охременко, И.А. Биянки, А.В. Келлер и другие.
Таким образом традиционное церковное виноделие с одной стороны и вкусы потребителя - с другой постепенно сформировали современные технологии производства красных десертных вин. Назовем лишь некоторые из них: “ Какгор Южнобережный”, “Кагор Украинский”, “Чумай”, “Узбекистон”, “Кюрдамир”, “Черный доктор”, “Золотое поле”, “Дагестан”, “Геташен” “мускат черный Массандра”, “Алеатико Аю-Даг”, “Прасковейское”, “кабардинское”, “Юбилейное Магарача”, “Ай-Серез”. В каждом из них - неповторимое гармоничное сочетание вкусовых оттенков6 от чернослива, топленых сливок или цареградских стручков - до какао, ванили и шоколада. Эти вина награждены десятками золотых и серебрянных медалей международных конкурсов. В них - многолетний творческий труд виноделов России, Украины, Молдовы, Азербайджана, Армении, Узбекистана.
Но в наше время, как и много лет назад, существует множество фальсифицированных церковных вин. Их выпускают под привлекательными названиями - “Церковное”, “Пасхальное”, “Монашеское”. Фальсификаторы снабжают бутылки интригующими номерами на этикетках и описаниями несуществующих лечебных свойств, совершенно не учитывая канонических требований церковного виноделия. В них чаще всего - все тот же, знакомый нам “коммерческий” набор ингредиентов: вино, вода, сахар, спирт, травы.
По старинным российским традициям церковное вино должно быть не только густой окраски, сладким и умеренно крепким, но, чтобы свершилось Таинство Причастия, оно должно быть изготовлено только из чистого виногадного сока без каких-либо посторонних примисей.
Предоставлено журналом «Российский альманах вин».

… Должен признаться, что для ее воплощения нет у меня ни административной, ни хозяйственной хватки, ни надлежащих средств… но мечта есть и, кажется, она стоит того, чтобы о ней рассказать.

Я живу в Крыму, и любимая моя область – это юго-запад полуострова с его живописными горами, поросшими лесом, с уютными долинами и – главное – с пещерными монастырями, вырубленными в глубокой древности. Эти ныне возрождающиеся монастыри на горах существовали сотни лет, и их было множество, не говоря уже о сельских и приходских храмах. Целая страна, имя которой – княжество Феодоро. Иногда на территории не больше 5 квадратных километров археологи находят развалины одиннадцати, тринадцати церквей…

Угасание монастырской жизни в этих пещерных горных монастырях и селениях связывают с нашествием турок на в XV веке. Тогда христианство перешло из процветающего состояния в упадочное. Впрочем, это только внешняя оценка, потому что главное, конечно, – внутренняя, сокровенная жизнь христиан, а также поступки, жизнь в согласии с верой. Христиан в Крыму и после турецкой колонизации оставалось немало, но вещественных свидетельств их жизни во времена османского владычества сохранилось немного.

Но я возвращаюсь к главной теме нашего разговора – к мечте. Так вот, на горах, посреди развалин древних монастырей и православных поселений и до сих пор можно найти одичавшие лозы винограда. Некогда в этих монастырях и селениях виноградарству и производству вина, в том числе и лучших его сортов – для литургии, богослужебного пользования, – посвящалась значительная часть повседневного трудового времени монашествующих, да и мирян. Об этом свидетельствуют как одичавшие лозы, так и многочисленные вырубленные в скалах давильни для винограда – тарапаны.

А сейчас у нас практически не производится для литургии, для церковного употребления. Пусть многочисленные наклейки типа «Монастырская изба» или «Слезы монаха» вас не обольщают: большей частью это просто клюква как в переносном, так и, увы, почти что в прямом смысле. Но даже вино, изготовленное с соблюдением технологий, чаще всего не соответствует тем специфическим требованиям, которые предъявляются вину для литургического пользования.

Требования эти, в общем, просты, но соблюдение их связано с применением трудоемких технологий. Традиционно вино для церковного употребления должно быть красным, густым и сладким, но… (и вот тут начинается самое главное) – без добавления сахара и спирта, не говоря уже о красителях и ароматизаторах. То есть это должно быть вино сухое, но вместе с тем сладкое, а достичь этого естественным способом довольно сложно. Известно, что сахар в вине перерабатывается в спирт. И для того чтобы сухое вино было сладким, нужно, чтобы после окончания естественного брожения в вине оставался еще «свободный» сахар. А для этого сусло для приготовления вина должно быть очень сладким. Как это достигается естественным образом, я скажу позже, а пока опишу в двух словах, как подходят к приготовлению церковного вина в православной Греции.

Первым долгом специалисты по виноделию, обсудив со священством, какой виноград лучше подходит для производства отличного литургического вина, выискивают наиболее удобный для выращивания именно этого сорта винограда участок земли. Вообще для винограда очень важно то, какая земля, почва, а также как расположен участок в отношении солнечного света, розы ветров, какой там микроклимат. Так вот, выбирают участок, и прежде всего священник его освящает. Дальше начинается работа, во-первых, профессиональная, а во-вторых, благословенная. А вот такое сочетание профессионализма с осознанным благоговением, с верой и молитвой – для нас в диковинку. Но это – желательная перспектива и, думается, вполне достижимая. Специалисты, да еще и верующие, освящающие свой труд сознательным призыванием Божиего благословения, – как хочется (и верится), что это станет для нас нормой. И верю, что придем мы к этому, было бы желание. Но пока – о том, как это бывает в .

Итак, виноградари благочестивые трудятся, выращивая, воспитывая (хорошее слово!) лозу специально для церковных нужд. Затем, благословившись, собирают урожай. И вот тут тоже есть свои особенности. Напомню, что для производства церковного вина используют самые сладкие сорта винограда. При этом гроздья подламываются за какое-то время до сбора прямо на лозе и подвяливаются на солнце, чтобы виноградины, лишившись влаги, сконцентрировали в себе как можно больше сахара. Это довольно сложная и трудоемкая технология, но благодаря ей вино получается достаточно сладким и после брожения, без добавления сахара. После сбора винограда начинается в прямом смысле священнодействие – непосредственно уже производство вина, которое должно быть сладким, вкусным и вместе с тем без каких бы то ни было добавлений. Конечно, у виноделов есть множество своих секретов, но так или иначе вино выстаивается, сливается несколько раз с осадка, вызревает и только тогда – освящается и употребляется для служения Божественной литургии.

Вот главная моя мечта и состоит в том, что у нас – в Крыму – будет когда-нибудь налажено такое производство. Производство церковного вина с соблюдением не только надлежащих технологий, но и канонических правил.

Но это еще не всё, о чем я хотел сказать. Помимо этой, главной мечты есть у меня и «подмечта», если можно так сказать, впрочем, тесно связанная с первой. Заключается она в том, чтобы отыскивать старые сорта винограда, одичавшие, может быть непригодные уже к употреблению, с кислыми ягодами, но всё же хранящие еще в себе то, что можно назвать «кодом». Кодом той – стародавней – жизни, того , монашеского труда, той веры, того упования, преемниками которого, хранителями и умножителями мы можем и должны быть… Такая идея духовной и материальной преемственности в области церковного виноделия. Находить эти старые сорта и пытаться их «реанимировать», воссоздавать – могу только догадываться, какое это сложное и кропотливое дело. Но и какое же благодатное вместе с тем, согласитесь!

Знаю, что в советское время такие работы селекционные по сохранению, возрождению лучших крымских сортов винограда проводились. Но в этой работе ведь не было духовного, литургического смысла, а это так важно! Да и кто сейчас хранит и продолжает это дело? Может быть, единицы энтузиастов, а так… – завозятся в Крым всё новые и новые сорта «перспективные», прежде всего в смысле коммерции и прибытка.

Знаю, что традиции церковного виноделия успешно возрождаются в других местах, например в грузинском монастыре Алаверди. Виноделие испокон веку было традиционным трудом монахов этого монастыря. И вот в последние несколько лет эта древняя традиция успешно возрождается.

Трудность такой деятельности, думаю, во многом связана именно с тем, что она не приносит быстрой прибыли. А значит, эта деятельность может и должна быть связана с такими чисто христианскими качествами, как терпение, упование на Бога, вера, трудолюбие с воздержанием, почитание традиций… Но думаю, что такое доброе и важное дело, как производство церковного вина, милостью Божией может принести тому, кто занимается им, со временем и материальную прибыль. Даже уверен в этом! Но, главное, такая деятельность может для людей, занявшихся ею, стать тем путем, в житейском, практическом смысле, которым человек совершает свое восхождение к Богу. Восхождение через добросовестный и благословенный труд, освященный упованием и . А это, несомненно, важнее любой материальной выгоды и прибыли. Только бы нам прийти к пониманию этого!

И еще одно… может быть, главное, к чему я клоню. Вся наша нынешняя жизнь напоминает тот самый кислый виноград на выродившемся и заброшенном винограднике, который всем нам предстоит сообща возродить, потрудиться над ним, с терпением и молитвой, вырастить добрый урожай и принести его Богу. Ну, вот теперь уж собственно и всё, что я хотел сказать. То есть не надо слишком расстраиваться, что виноград наш кислый, что столбики повалены, шпалеры порваны и ограда порушена, что лозы оплетены лианами и заглушены зарослями бурьяна. Хватит уже, поплакали – и будет. А теперь надо нам всем, каждому на своем месте, делать то, что можем. Кому бурьян вырывать и сжигать его в стороне от виноградника… кому землю вскапывать, хоть и трудное это дело… Каменистая она на виноградниках – так часто бывает. Но когда любишь свою землю, тогда и труд до пролития пота на ней – в радость… Кому столбики восстанавливать, натягивать между ними проволоку, чтобы было на чем лозе развиваться, расти. Кому древние лозы с бережливостью и , со знанием дела подрезать, освобождать от оплетших их диких растений, подвязывать, лечить… А всем вместе думать, как из кислого винограда сделать сладкий… Самый сладкий, какой только возможно! И химичить мы не станем, потому что цель наша не в том, чтобы гроздья были с ведро, и не в том, чтобы пустить кому-нибудь пыль в глаза и повыгодней продать урожай, а в том, чтобы принести его Господу. Хорошо ведь, согласитесь, так думать, об этом иметь первейшее свое попечение. И неужели не поможет нам Господь, если мы так будем думать и так будем трудиться? Да поможет, конечно, и так поможет, что мы только радоваться будем и умиляться, потому что доброе дело – по-настоящему доброе – всегда приносит и радость неизреченную, которую ничем другим заменить невозможно.

А насчет скорости… Вот это важно. Не надо нам спешить, как это ни странно звучит. Дело делать надо, а вот спешить – не надо. Нам всё хочется, чтобы побыстрее, а то опоздаем; всё кажется, что не успеем… Да нет же. Не опоздаем, если перестанем суетиться и вспомним, что всё в руках Божиих, а не в наших… если поймем, что всё, что нам нужно сейчас, – это не спешка, а вера, благоговение и внимание… к себе… к жизни своей… к тому, что делаем. Перед лицом Божиим. И спешка здесь может только навредить. Мне вспоминается по этому поводу притча китайская, но и для нас вполне подходящая.

Это притча о торопливом крестьянине, который посадил пшеницу, дождался, пока она взойдет, но дальше решил, что слишком уж медленно она растет и надо ей помочь. И вот этот крестьянин с великим усердием и «терпением» ходил по полю и каждый колосок подтягивал, чтобы он рос быстрее… Понятно, что в конце концов остался бедняга без урожая.

Вот так и мы иногда уподобляемся нетерпеливому крестьянину, стремясь всё поскорее сделать там, где нужна не скорость, а благоговейный и терпеливый труд, вера и внимание к себе, в согласии с Богом.

Отечество наше подобно разом и ниве, и винограднику. И всем нам предстоит потрудиться дружно, поработать смиренно, чтобы принести Господу от трудов своих кто что сможет. И тогда, приобщаясь Тела и Крови Христовой, мы непременно поймем, что важнее, чище, святее этого нет ничего на свете. Только чтобы это понять, как раз и надо нам трудиться уже сейчас, не оглядываясь и не сетуя по поводу поваленных столбиков, разрушенной ограды и кислого винограда. Дай нам, Боже, полюбить труд в Твоем винограднике, на ниве Твоей.

А об остальном, Господи, Ты обязательно позаботишься Сам!

Кагор – представитель виноградных вин, обладающий полным, насыщенным и густым вкусом, с мягким и бархатистым ароматом и ощутимыми нотками чернослива, смородины, малины, вишни, терна или паслена.

1 Церковный напиток христиан

Кагор является единственным видом вина, которое производят на заказ для Русской Православной Церкви. Названием "кагор" это церковное вино обязано французскому городу Каор. Именно в его окрестностях произрастают такие сорта винограда, как Саперави, Матраса, Бастардо, Каберне-Совиньон, которые придают напитку насыщенный, алый цвет и неповторимый вкус.

Если заглянуть в Древние Писания, то можно отметить интересный факт: на виноградном вине Спаситель совершил Таинство. Отсюда и выбор вида вина для Богослужений. Оно должно быть красное, напоминающее преестественную кровь.

Что касается русского церковного вина, то его история начинается с 17 века. В период становления христианства церковное вино привозили из Греции. Затем стали использоваться итальянские вина. Немного позже купцы из Персии завезли в Астрахань виноградные лозы из Закавказья. Местный монах высадил их около монастыря и уже вскоре урожай, полученный от этих лоз, позволил сделать первое в России церковное вино.

В 1613 году царь Михаил Федорович поручил монаху поставлять это вино к церковному столу. С тех времен кагор получил широкое распространение как церковный напиток в средневековой Руси. Он поставлялся в соборы, монастыри, церкви и стал непременным атрибутом проведения Таинств Священнослужения.

В конце 19 века кагор становится эталоном церковного вина благодаря своему сладкому, умеренно-крепкому вкусу и интенсивно-алому цвету.

2 Вино, не терпящее подделки

Потребность в кагоре росла с каждым годом. Он был необходим не только для нужд церкви, но и для проведения свадебных торжеств, поминок, а также при лечении различных заболеваний. Такой спрос породил небывалые масштабы фальсификации. Искусственное вино производилось в Ростове, Москве, Одессе. Основные его ингредиенты – вода, черничный морс, хлебный спирт, сахар, красители и даже салициловая кислота.

При этом фальсификации подвергались не только отечественные, но и зарубежные вина. В связи с этим Новотроицким уставом в 1667 году было постановлено, что необходимо точно соблюдать качество изготовления церковного вина. Даже было издано несколько царских указов, которыми закреплены стандарты производства кагора и защиты его от подделок.

Многолетние наблюдения и обсуждения позволили сделать вывод о том, что контроль со стороны церкви будет лучшим вариантом борьбы с фальсификатом. Было предложено, чтобы церковь следила за производством кагора, начиная от сбора урожая и заканчивая купажом в бутылки.

Как говорилось выше, для производства церковного кагора используются только определенные сорта винограда: Морастель, Сапевари, Каберне-Совиньон и другие. Выбор основывается на уровне сахаристости: она должна быть около 22-25 %.

При обработке ягод основной задачей является извлечь максимум красящих и экстрактивных веществ из виноградной кожицы. Поэтому обработке уделяют особое внимание.

Как правило, виноградные гроздья тщательно моют, отделяют ягоды от кисти и затем отправляют в специальные центробежные и дробильные машины. Далее будущий кагор оставляют на "вызревание", после чего пакуют в тару.

По своей сути церковный кагор – это крепленое вино с ярким цветом и выраженными вкусовыми свойствами. Чтобы добиться главного: сладости, интенсивного аромата и цвета, насыщенного виноградного вкуса, технологам и производителям приходится много трудиться и держать в секрете свои хитрости производственного процесса.

3 Кагор в христианских обрядах и повседневной жизни

Православные христиане используют кагор для совершения Таинства Причастия. Поэтому этот вид вина должен иметь насыщенный красный цвет, напоминающий кровь Христа. Это связано с тем, что Иисуса сопоставляли с лозой винограда, а Бога Отца – с умелым виноградарем, очищающим плодовитые ветви и отсекающим бесплодные. Отсюда и первое чудесное деяние Христа: превращение воды в виноградное вино.

Христиане верят, что хлеб в таинстве Евхаристии становится Телом Христа, а вино - кровью Его. Проходя обряд причащения, человек очищает душу, помыслы и обретает покой и смирение перед Богом и людьми.

Каждый православный верующий, который принял крещение, может причащаться Телом (хлебом) и Кровью (вином) Христа. Обряд предполагает три дня поста и молитв с обязательным исповеданием. В день, когда будет происходить Причастие, нужно быть особо благочестивым, не сквернословить и не помышлять лихое.

Причащение взрослых, как правило, проводится один раз в неделю (не чаще), но не реже одного раза в год. Что касается детей, то их причащение происходит после крещения. Интересно, что до семи лет каноны позволяют причащать детей даже каждый день.

Кроме того, кагор используется при церковных праздниках. Его подают на Рождество, Пасху. А в Великий пост для поддержания сил разрешено пить кагор в выходные дни. Также это вино широко используется в повседневной, "мирской" жизни. Оно прекрасно обеззараживает раны, устраняет микробы и бактерии, в том числе борется с такими врагами человечества как кишечная палочка и холера.

На его основе готовят чудодейственные целебные напитки, помогающие избавиться от таких заболеваний, как: ангина, бронхиальная астма, бронхит, гастрит, язвенная болезнь и многое другое.

И немного о секретах...

Российские ученые кафедры биотехнологий создали препарат, который сможет помочь при лечении алкоголизма всего за 1 месяц.

Главное отличие препарата - ЕГО 100% НАТУРАЛЬНОСТЬ, а значит эффективность и безопасность для жизни:

  • устраняет психологическую тягу
  • исключает срывы и депрессию
  • защищает клетки печени от поражения
  • выводит из сильного запоя за 24 ЧАСА
  • ПОЛНОЕ ИЗБАВЛЕНИЕ от алкоголизма вне зависимости от стадии
  • очень доступная цена.. всего 990 рублей

Курсовой приём всего ЗА 30 ДНЕЙ обеспечивает комплексное РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ С АЛКОГОЛЕМ.
Уникальный комплекс АЛКОБАРЬЕР является на сегодняшний день самым эффективным в борьбе с алкогольной зависимостью.

Перейдите по ссылке и узнайте все преимущества алкобарьера