Проблемы журналистики и пути их решения. Актуальные проблемы журналистики и современность Какой ваш самый большой грех в журналистике

Дорощук Е.С.

Казанский (Приволжский) федеральный университет

ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИЗМА СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ

Аннотация

Идеи гуманизма определяют место и роль медиа в обществе будущего, лежат в основе построения новых общественных отношений с позиций противостояния агрессии, разрушительных воздействий на личность. Установлено: основы гуманизма в журналистике строятся на концентрации и интеграции духовного и социального, воплощены в гуманистической идее, отраженной в повестке дня. Актуализация «полезной журналистики» в регионах и создаваемого ею контента используется обществом как катализатор общественного развития.

Ключевые слова : гуманизм, журналистика, медиасистема, медиасфера гуманизма, полезная журналистика.

Doroschuk E.S.

ORCID: 0000-0001-8380-9304, PhD in Pedagogy

Kazan (Volga region) Federal University

THE PROBLEM OF THE HUMANISM OF THE MODERN RUSSIAN JOURNALISM: THEORETICAL UNDERSTANDING

Abstract

The ideas of humanism define the place and role of media in the society of the future, are the basis of building new social relations from the standpoint of confrontation, aggression, destructive effects on identity. Installed: basics of humanism in journalism are based on concentration and integration of the spiritual and social, embodied in the humanistic idea reflected in the agenda. Updating the “useful journalism” in the region and created its content is used as a catalyst for social development.

Keywords: humanism, journalism, media system, media sphere of humanism, useful journalism.

Основной платформой общественных отношений в России, как и во всем мире, становятся средства массовой информации, что требует пересмотра и концептуализации подходов к процессам моделирования медиасистем, способных оказывать поддержку и стать основой для кардинальных изменений общественных структур. Традиционные медиасистемы – медиасистемы модерна, как их характеризует И.Н. Блохин, призваны формировать систему ценностей, определяющую «картину мира», что служит обеспечению стабильности социальных систем . Создание новой реальности или новой эстетики медиа протекает параллельно с технологическими изменениями, приводящими к кардинальной перестройке самого информационного процесса, включая информационное воздействие. Субъект и его самость в медиа растворяются в антропоцентричном поле сомнений, приводя к отрицанию традиций и, как следствие, деструктивным изменениям личности . Поэтому обращение к идеям, позволяющим противостоять процессам деструкции, становится актуальной задачей современной журналистики.

Одной из таких важнейших идей, определяющих место и роль медиа в обществе будущего, является идея гуманизма. Главной фигурой философии гуманизма становится человек как автономное и универсальное существо, а сама идея гуманизма может быть охарактеризована как решающий фактор успешного развития государства.

Исследователи современного медиапространства утверждают, что необходимо стремиться к разработке более гуманных моделей медиасистем. Связывают это с агрессией, которой наполнены эфиры, Интернет и страницы газет и журналов. Действительно, мониторинг региональной прессы Республики Татарстан, проводимый под нашим руководством на протяжении более чем десяти лет, свидетельствует об увеличении процента информации, носящей агрессивный характер по отношению к различным предметам отражения: человек и среда его обитания – до 75% по отношению к общему количеству публикуемых материалов; экологическая составляющая жизни – до 34%; социальные институты – до 68%; этничность и национальная идентичность – до 54%. Это проявляется, прежде всего, в отрицании или неприятии принципов и образа жизни человека, навязывании представлений о мире человека, отсутствии диалога с человеком, формировании и апеллировании к потребительскому сознанию и т.д. Похожую картину можно наблюдать и в других поволжских национальных медиасистемах.

Агрессивность медиапродукта ничего общего не имеет с идеей гуманизма, который хотя и связан со степенью осознания свободы, но в системе общественных отношений опирается на восприятие человека как высшей ценности, реализуемой через идеи автономии и универсальности личности .

Агрессия в журналистике во многом связана с развитием общества потребления, зачатки которого еще Г.Ф. Шершеневич характеризовал как общество большого количества благ, выбрасываемых на современный рынок, что приводит к различиям в способах удовлетворения потребностей, связанных с разной степенью состоятельности. Все это вместе взятое порождает «мучительное чувство постоянно новых желаний, обусловленных часто не действительными потребностями тела или духа, а только сравнением» , заставляя ради удовлетворения новых желаний, поступаться ценностями и идеалами.

Идеи гуманизма, лежащие в основе построения новых общественных отношений, являются антагонистами агрессии, а их проводниками – медиасистемы, в условиях деятельности которых происходят изменения, связанные с активизацией информационно-компьютерных технологий, что не может не влиять на формы и средства деятельности журналистики, создавая настоятельную общественную потребность в интеграции технологической составляющей медиа с принципами их деятельности. Роль фактора, оказывающего влияние на данные процессы, играет принцип гуманизма журналистики.

Определяя гуманизм журналистики, Ф.И Агзамов говорит о его интегральной сущности, проявляющейся в отношениях журналистики к человеку, условиям его существования, социальной среде; отношениях к обществу и группам, к которым человек принадлежит; отношениях человека к журналистике и отношениях общества и общностей к журналистике . Идея гуманизма в журналистике опирается на анализ сущности человека, поиск гуманистических основ человеческих отношений, способов раскрытия человеческой ценности как творца. На основе анализа информационных сфер в целом можно утверждать, что методологические основы гуманизма журналистики строятся на гибком сочетании различных подходов и плюрализации пространства мнений и фактов; концентрации и интеграции духовного и социального и их воплощении в гуманистической идее, выступающей в качестве механизма урегулирования отношений в интенсивно глобализирующемся социальном поле, отвечающем на риски современного мира .

Гуманизм журналистики нельзя не рассматривать и как обусловленную целями, средствами и результатами деятельности систему компетентностей личности, важнейшей задачей которой является формирование такого мировоззрения, в котором отражаются гуманистические цели овладения интегрированным знанием о человеке, его природе, закономерностях развития, роли в мире. Средством достижения данных целей является концентрированное выражение требований закономерностей развития и деятельности медиа на основе единства субъективного и объективного начала. Результатом можно считать наиболее полную реализацию требований принципа гуманизма как положений о признании величайшей ценностью человека и интересов его развития как базовых при освещении журналистикой социальных отношений.

Проблемы гуманизации журналистской деятельности приобретают особую значимость для корректирования представлений о роли медиа в решении разнообразных общественных проблем. П.Н. Киричёк подчеркивает двойственный характер социальной позиции средств массовой информации: как информационной поддержки массы (народа) и как информационной поддержки элиты (власти), влияющий на общественное мнение . Выражение общественного мнения с учетом интересов человека и ценностей гуманитарного свойства может быть признано одной из ролей журналистики в общественной среде. Гуманистическое основание в решении общественных проблем находит отражение в аксиологическом принципе новой медийной парадигмы, что характеризуется степенью воздействия медиапродуктов разных уровней на общественные отношения, а также взаимоотношения социальных институтов, их характер и степень участия в решении социальных проблем.

Гуманизм журналистики находит преломление и в широком распространении термина «полезная журналистика», который с одной стороны связан с развитием журналистики соучастия, способствующей общественному развитию, а с другой, актуализирующий такое качество журналистского продукта как его полезность, что может быть представлено в двух аспектах: узком, прагматически определенном, утилитарном и фатически целесообразном (все, что производится для удовлетворения потребностей в специальных сведениях утилитарно-фатической направленности); широком, когда полезность трактуется в контексте ценностного пространства жизни. Тогда генеральной задачей журналистики становится создание гуманитарной среды просвещения и созидания, способствующей развитию общественной культуры.

Таким образом, журналистика и современные медиасистемы, формируя мощную окружающую среду, оказывают влияние на ее ценностные составляющие, корреляция и поддержание гармонии в ней возможны при актуализации принципа гуманизма, что позволит избежать нарастания стигматизации человека при воздействии людей на других людей и доминирования над ними. Гуманизация общественных отношений становится предметом деятельности современной журналистики.

Список литературы / References

  1. Блохин И.Н. «Новый реализм» как ответ покушениям на реальность / И.Н. Блохин // Журналистика XXI века: к правде жизни. Материалы семинара-форума «Дни философии в Петербурге-2013». – СПб.: СПб. Гос. ун-т, Высш. шк. журн. и мас. ком., 2014. – С. 144–153.
  2. Конаков Д.Н. Безопасность и гуманизм в обществе риска / Д.Н. Конаков // Гуманизм и современность. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2013. – С. 352–359.
  3. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права / Г.Ф. Шершеневич. – М.: Издание Бр. Башмаковых, 1911. – 698 с.
  4. Агзамов Ф.И. Гуманизм советской журналистики / Ф.И. Агзамов. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1984. – 166 с.
  5. Дорощук Е.С. Гуманизм современной журналистики как предмет изучения: генезис и перспективы / Е.С. Дорощук // Гуманизация информационного пространства в контексте диалога культур. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения первого декана факультета журналистики Казанского университета Флорида Агзамова (11 февраля 2016 г., г. Казань) [Электронный ресурс] / под ред. В.З. Гарифуллина; сост. Р.Л. Зайни. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. – С. 5–15.
  6. Киричёк П.Н. Медиакоммуникация и массовое сознание: принципы и механизмы формирования / П.Н. Киричёк. – М.: Изд-во РАГС, 2007 – 36 с.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Blohin I.N. «Novyj realizm» kak otvet pokushenijam na real’nost’ [“New realism” as attempted response to reality] / I.N. Blohin // Zhurnalistika XXI veka: k pravde zhizni. Materialy seminara-foruma «Dni filosofii v Peterburge-2013» . – SPb.: SPb. Gos. un-t, Vyssh. shk. zhurn. i mas. kom., 2014. – Pp. 144–153.
  2. Konakov D.N. Bezopasnost’ i gumanizm v obshhestve riska / D.N. Konakov // Gumanizm i sovremennost’ . – Kazan’: Izd-vo Kazan. un-ta, 2013. – Pp. 352–359.
  3. Shershenevich G.F. Obshhaja teorija prava / G.F. Shershenevich. – M.: Izdanie Br. Bashmakovyh, 1911. – 698 p.
  4. Agzamov F.I. Gumanizm sovetskoj zhurnalistiki / F.I. Agzamov. – Kazan’: Izd-vo Kazan. un-ta, 1984. – 166 p.
  5. Doroshhuk E.S. Gumanizm sovremennoj zhurnalistiki kak predmet izuchenija: genezis i perspektivy / E.S. Doroshhuk // Gumanizacija informacionnogo prostranstva v kontekste dialoga kul’tur . Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjashhennoj 80-letiju so dnja rozhdenija pervogo dekana fakul’teta zhurnalistiki Kazanskogo universiteta Florida Agzamova (11 fevralja 2016 g., g. Kazan’) / pod red. V.Z. Garifullina; sost. R.L. Zajni. – Kazan’: Izd-vo Kazan. un-ta, 2016. – Pp. 5–15.
  6. Kirichjok P.N. Mediakommunikacija i massovoe soznanie: principy i mehanizmy formirovanija / P.N. Kirichjok. – M.: Izd-vo RAGS, 2007 – 36 p.

Работа журналиста - это не только писать тексты. Часто приходится быть на ногах, быть в гуще событий.

Работа журналиста - это не только писать тексты. Часто приходится быть на ногах, быть в гуще событий.

Хочу начать с того, что я очень люблю свою работу. Она безумно интересна, позволяет всегда находиться в курсе событий, постоянно развиваться. В журналистике есть свои сложности, как и в любых других профессиях.

Я считаю, что в нашей профессии бывают внешние и внутренние сложности. С внешними понятно, это факторы, которые извне усложняют работу. А вот с внутренними сложнее, вроде как сам себе мешаешь работать.

Многие не могут себе представить как это? Примерно так: не приходит вдохновение, часами бьешься над каким-то текстом, но все равно не можешь ничего написать.
Мне надолго врезались в память слова одной опытной журналистки, с которой я лежала в одной палате в больнице, когда я была еще совсем ребенком. Когда я ей сказала, что хочу стать журналистом, она с горечью в голосе произнесла: «Пишешь статью с трудом и смотришь за окно, а там уже давно ночь. И думаешь: вот сейчас какой-нибудь самый простой рабочий уже давно видит десятый сон, а я до сих пор пишу. Зачем тебе это надо?» Меня она тогда заставила задуматься, но не убедила.

Однако она была права. «Синдром чистого листа» часто мучает меня. Это когда смотришь на белый, пустой лист и не можешь ничего написать. Какой-то ступор наступает. В такие моменты я предпочитаю просто отвлечься и заняться чем-нибудь другим. Но это не помогает, когда до дедлайна 30 минут, и надо все срочно сдать. (Скажу по секрету, меня спасают горький шоколад и любимые печеньки. Эндорфин и глюкоза ненадолго вызывают прилив вдохновения).

Бывает и так, что мыслей много, а с чего начать не знаешь. Если что-то вертится в голове, но сформулировать не получается, то я просто начинаю писать текст абзацами, а потом компоную. Вот такие муки творчества наверняка испытывает каждый журналист.

Плохое настроение тоже портит все тексты, а вот оно как раз часто бывает из-за внешних сложностей в работе. Чего только стоят звонки неадекватных читателей.

Формат многих изданий часто не только убивает в журналистах интересные идеи и креативный авторский стиль, но и заставляет впадать в уныние. Я уже около 4 лет работаю в штате газеты, и меня постоянно одолевают смешанные чувства. Например, я хочу написать - «бешеные фанаты чуть не разорвали чемпиона на сувениры, мне даже стало страшно за него », а вместо этого мне приходится отбивать на клавиатуре штамп: «Чемпион с радостью раздал автографы всем желающим и сфотографировался с поклонниками». Или высокопоставленный чиновник говорит не просто скучную речь, а вообще бессвязную муть, с безумным акцентом, и неправильными склонениями и спряжениями. А ты слушаешь и знаешь, что все равно придется переводить с чиновничьего на русский и делать «красиво».

Самым большим препятствием для нормальной работы журналистов является закрытость информации, причем в любых организациях, службах, учреждениях.

Отдельный разговор об «очень умных» PR-специалистах, которые из-за косных и консервативных взглядов не могут дать ответы на банальные вопросы. Мешают работать фразы вроде «А вот об этом не пишите». Можно конечно ослушаться и написать, и ничего страшного не случится. Но потом, когда звонишь, чтобы взять очередной комментарий, часто слышишь: «А мы вам ничего не скажем, вы про нас плохо в прошлый раз написали».

Футбол - любимая игра чиновников, они любят «отфутболивать». Можно обзвонить десятки номеров и потратить день или два, чтобы узнать ответы на банальнейшие вопросы, ну например: «Сколько человек в городе получает пособие?» или «Сколько первоклассников пойдет в школу?» Чиновники боятся проронить даже слово без согласования со своим начальством, а дальше выше, и так по цепочке. Иногда создается впечатление, что лишь один большой начальник решает, стоит ли отвечать на все вопросы СМИ.

Это лишь основные трудности и сложности, с которыми сталкиваются журналисты ежедневно, и каждый день их преодолевают. Я не могла написать такой материал без мнений профессионалов, поэтому вот некоторые из них.

Эльвира, корреспондент телеканала.
- Ненормированный рабочий график. Сложность в том, что приходится работать и ночью, а помимо работы есть дом и семья. Иногда не добиться комментариев со стороны чиновников. Не открыты они, их сложно поймать. На себя времени не остается вообще, на маникюр, например, сходить даже.

Ксения, корреспондент телеканала.
- Сложно, порой, сохранять объективность. Абсолютной правды не существует, как не бывает абсолютного добра или зла. У любого поступка есть причины, и вот не перейти на чью-либо сторону иногда очень сложно. Работа журналиста энергозатратна. Ты постоянно в событиях, всегда в общении. И вне работы иногда не хватает сил, энергии на самых родных и близких людей. И еще одна странная сложность, лично для меня. Ты привыкаешь быть журналистом, быть очевидцем. И на любой праздник или концерт уже идешь не как «гражданский» - просто ради себя и своего удовольствия. А постоянно думаешь: «Вот бы об этом написать! А вот я бы рассказала так-то». Ты как бы живешь только работой, и не всегда получается оторваться от нее. Мыслишь иначе. Хотя плюсов в нашей работе, несомненно, больше! Мы видим мир больше, ярче, подробнее, к тому же с тех мест и ракурсов, с которых многие никогда и не увидят.

Катерина, корреспондент телеканала.
- Минус в том, что начинаешь смотреть на все критически, в каждом событии, даже самом позитивном, всегда ищешь недочеты. Для того чтобы показать над чем еще надо поработать, и всем ли так хорошо от новшества.

Наталья, корреспондент газеты.
- Сложности есть в получении информации из официальных источников, не заинтересованных в ее предоставлении. Проще говоря, от тех, кто ее давать особо не хочет. К примеру, закрыли у нас одного чиновника из администрации, который брал откат в 400 тыс. рублей за предоставление 1 млн. рублей жителям сельской местности на строительство дома по гос. программе. Дело возбудили, а журналистам информации - ноль! Узнали об этом через федеральные сайты, и как всегда - никаких комментариев и запрет на публикацию материалов на данную тему. Сложности в зарплате журналистов, которая совсем не может являться стимулом для совершенствования их профессиональной деятельности. Этот фактор также можно отнести и к минусам профессии. Также сложностью и минусом является наличие опасности - если журналист будет писать на щекотливые темы о тех, кто не хотел бы, чтобы о нем писали. Сложно также журналистам работать в горячих точках - в одной только Сирии сколько журналистов убили. А в целом, это интересная и увлекательная работа для активных и творческих людей!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Рассмотрение журналистики как отражения нашей жизни. Оценка процесса нагнетания проблем посредством средств массовой информации. Роль журналистики в политической пропаганде. Влияние развития техники на потребности общества и на качество журналистики.

    эссе , добавлен 14.05.2015

    Коммуникационная теория журналистики, ее социология и психология. Журналистика как социальный институт. Профессиональная этика и нравственность поведения журналиста. Право массовой информации в правовой системе Беларуси. Понятие политологии журналистики.

    контрольная работа , добавлен 07.06.2011

    Развитие современного Интернета. Определение журналистики. Понятие и специфика интернет-журналистики. Интернет как способ общения в журнализме. Проблема свободы средств массовой информации в современной России. Закон о средствах массовой информации.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2012

    Понятие журналистики. Сущность, цели, функции, средства. История развития и становления журналистики, в том числе в России. Типы направления. Социально-политическая и экономическая ситуация обуславливающая качество журналистики в современной России.

    курсовая работа , добавлен 28.09.2015

    Начало развития сети Интернет. Средство массовой информации, характеризующееся обращенностью к массовой аудитории, общедоступностью. Интернет - многогранное средство массовой информации. Появление авторских проектов в Интернете, их роль для журналистики.

    курсовая работа , добавлен 15.01.2011

    Науки-предшественницы журналистики. Этапы ее развития. Многоаспектность функционирования средств массовой информации (СМИ). Роль социологической, филологической и культурологической базы в профессионализме журналиста. Специфика работы в разных типах СМИ.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2012

    Основные понятия, значение и функции PR. Определение журналистики, ее функции и трансформация. Информация как объект работы журналиста. Значение профессионально-этических кодексов. Место в профессиональной деятельности Кодексов профессиональной этики.

    курсовая работа , добавлен 09.05.2014

DOI: 10.17805/trudy.2016.1.7

проблемы преподавания журналистики в современной России

В. Л. Артемов (Московский гуманитарный университет)

Аннотация: В статье анализируются проблемы преподавания журналистики в современной России, в том числе понижение общей культуры молодежи - абитуриентов, студентов.

Подготовлено на основе доклада на XIIМеждународной научной конференции «Высшее образование для XXI века» (3-5 декабря 2015 г.) в Московском гуманитарном университете.

Ключевые слова: журналистика; российская журналистика; проблемы журналистского образования; культура журналистов

on some issues of teaching journalism in contemporary russia

V. L. Artemov (Moscow University for the Humanities)

Abstract: The article examines some of the issues of teaching journalism at universities in contemporary Russia, including the problem of the overall cultural decline of school graduates, university students, and youth in general.

The article is based on the paper given at the 12th International research conference "Higher education for the 21st century" (December 3-5, 2015) at Moscow University for the Humanities.

Keywords: journalism; journalism in Russia; issues of education in journalism; culture of journalists

За несколько десятилетий, что мне в той или иной форме приходилось и приходится сталкиваться с преподаванием журналистских дисциплин как в нашей стране, так и за рубежом, и в самой журналистике, и в ее преподавании произошли перемены. При этом на зарубежных факультетах журналистики, в школах журналистики, как их там принято чаще всего называть, что отражает уровень и узкую направленность получаемого там образования, происходил преимущественно процесс дальнейшего усугубления ремесленного подхода к обучению студентов. Что я имею в виду?

НАУЧНЫЕ труды Московского ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Главный упор в процессе учебы в зарубежных школ журналистики, особенно базирующихся на англо-саксонской системе, делался и делается на освоении набора до мельчайших деталей регламентированных технологий новостной журналистики, а также на рекомендациях практиков.

Основные тенденции в динамике журналистского образования в большинстве стран мира можно проследить по используемым там американским и американским учебникам, учебным пособиям, методичкам. Достаточно просмотреть любой набор этих материалов, чтобы убедиться в том, что главную цель, которая преследуется их авторами и разработчиками, состоит в подготовке «репортеров», т. е. специалистов по сбору и обработке новостей. Основная дисциплина в этих заведениях - «News Writing». Принципиальная задача обучения - выпустить специалиста, ориентированного в первую очередь на оперативную новость, продукт, который может быть продан по оптимальной цене.

Последние десятилетия в зарубежной журналистике и, соответственно, в школах журналистики систематизировался и обобщался опыт наиболее известных репортеров, вырабатывался алгоритмы поведения журналистов в самом широком спектре ситуаций на всех этапах работы с новостями, применительно к суживающемуся спектру социальных и политических проблем, которые находятся в центре внимания западной прессы. Технология сбора информации, работы с источниками, постоянное совершенствование стиля, воспитание специфических качеств репортера - наблюдательность, изобретательность, собранность, дисциплинированность, инициативность, скептицизм доводится едва ли не до автоматизма. Студенты школ и факультетов журналистики, в принципе, не получают широкого гуманитарного образования и интеллектуального кругозора.

Задачи, которые стоят перед журналистикой в большинстве западных стран, остались прежними, перестройки или обновления ее системы или арсенала не потребовалось. Новых требований к журналисту не предъявили, и, как и прежде, согласно вошедшей в оборот максиме, «американский репортер может описать все, но не может объяснить, почему». От него требуется улавливать ожидания и вкусы аудитории и не удаляться от своих утилитарных задач (Хорольский, 2010).

Серьезные последствия для журналистики в большинстве стран имело усиление роли правительства в качестве дирижера всего хора средств массовой информации с последовавшим усилением самоцензуры. Несомненно, снижение интеллектуальных параметров выпускников этих учебных заведений связано и с упрощенными требованиями, предъявляемому к репортеру усиливающимся влиянием интернета, сокращением печатных СМИ и все большим превращением информационных и других

телевизионных программ в развлекательные представления.

Российская журналистика за эти же годы пережила много перестроек, пересмотра ориентиров, подходов и ценностей. Главное, изменилось меню содержания, которое все больше диктуется коммерциализацией прессы. Однако все это не отменило функций, которые российская журналистика объективно продолжает выполнять в нашем обществе. Функции прессы - явление объективное, это то влияние, которое пресса по природе своей оказывает на общество во всех его ипостасях. Любая пресса, например, выполняет функции воспитания и образования вне зависимости от того, каким это образование является. Это ружье, которое стреляет тем зарядом, которым его заряжают, и эффект применения которого определяется качеством этого заряда. Это может быть и управляемым, и спонтанным процессом.

В России за прошедшие десятилетия существенно изменился этот заряд средств массовой информации, он во многом измельчали, однако не настолько, чтобы утратить способность и возможность оказывать положительное воздействие на социальные процессы в нашей стране. Очень многое будет зависеть от того, кто приходит на пополнение журналистского корпуса. Сейчас происходит естественная смена журналистских поколений. Каким будет новое, то, на которое придется возлагать надежды и ожидать, что оно сможет активно способствовать положительным тенденциям в становлении Новой России, в очень значительной степени зависит от того, что сумеют сделать преподаватели журналистских факультетов.

Совершенно очевидно, что нас не может удовлетворить подход к подготовке журналистов, принятый в западных школах журналистики, хотя с начала 90-х годов прослеживается тенденция внедрять в нашу учебную практику свойственные им подходы описательского репортерства (Засурский, 2007). Нам необходимо формировать новое поколение российских журналистов-государственников, нацеленных на развитие гражданского общества, активно реагирующих на социальные и политические проблемы, которыми живет страна, достаточно образованных и подготовленных, чтобы понимать и интерпретировать происходящие в мире и в нашем обществе процессы, видеть угрозы, которые направлены на единство нашей страны, ее независимость. Российская журналистика всю свою историю прошла под знаком ответственной интеллектуальной аналитичности, и нельзя допустить, чтобы мы растеряли это дорогое наследие. Наша пресса должна быть политически и социально направленной и ответственной, а наш журналист должен быть способен и готов отстаивать интересы общества и страны в условиях коммерциализации.

Решать эту понятную и всеми разделяемую задачу приходится в до-

статочно сложных условиях. С одной стороны, нам придется потратить немало времени на ликвидацию разрушающих последствий введения ЕГЭ, отупляющего увлечения Интернетом, сокращения сроков обучения, утрату курсов, направленных на расширение кругозора будущих журналистов. Интеллектуальному и творческому росту множества студентов мешает переход на платное обучение. Очень многие учащиеся тратят драгоценное время на подработки для оплаты дорожающих обучения и общежития. На чтение книг, серьезную проработку учебных материалов и самостоятельное творчество времени катастрофически не хватает.

С другой стороны, за последние время существенно упал уровень общей подготовленности абитуриентов, ставших студентами, снизился интерес к углубленному освоению материала, самостоятельной работе. Все меньше студентов оказываются способны на длительное усилие, без которого не выработать собственного творческого подхода и не создать достойного произведения. По свидетельству многих редакторов, они сталкиваются с проблемой, которую несколько знакомых мне ветеранов журналистики неожиданно сформулировали одними и теми же словами: «В газете некому писать». Главное, говорят они, это поразительная неэрудированность молодых журналистов, примитивность мышления, приниженный круг интересов и леность мысли. Молодые мало или ничего не читают, их кругозор узок настолько, что упирается в бытовые проблемы, у них убогий словарь русского языка, они не проявляют любознательности, предпочитают незамысловатые приемы рассуждений и не склонны искать причинно-следственные связи в событиях и фактах, которые описывают.

Из всего обширного списка проблем, которые необходимо решать в преподавании и воспитании современного российского журналиста (Бон-даренко, 2010), мне хотелось бы выделить особенно заметные и при этом в принципе решаемые.

Мне кажется, что в центре нашего внимания должно находиться преодоление неумения, а то и нежелания студентов профессионально думать. «Хорошо пишет не тот, кто хорошо пишет, а тот, кто хорошо думает», - писал знаменитый известинец Анатолий Аграновский. Болезнь начинающего журналиста - увлечение красивым слогом, пышными формулировками, «ритуальными танцами» в качестве вступления или заключения, повторяющими примитивную мораль, и отсутствие мысли о том, что это скажет читателю, если вообще что-то скажет.

Другая болезнь - неспособность организовать логическую аргументацию и последовательное изложение более или менее расширенных материалов, находить им адекватный заголовок. Неумение концентрироваться на главном, не упускать из виду цель создаваемого материала, сводить к общему знаменателю богатство собранного материала часто

остается со студентом и после получения диплома. Между прочим, неспособность к типизации относится и к числу причин, по которым умер когда-то популярный и блистательный жанр публицистического очерка. Переломить эту болезнь дефицита обобщений можно только постоянными усилиями всего концерта преподавателей, работающих со студентами-журналистами, не только тех, кто ведет профессиональные дисциплины.

Требование четкого изложения мысли и умения аргументировать любое утверждение должно быть частью усилий каждого преподавателя, занимающегося с группой студентов-журналистов. Привить студентам умение формировать главную мысль материала, правильно излагать ее, всем ходом изложения привлекать к ней внимание, демонстрацией аргументов подготовить читателя к готовности воспринять ее и позволить ей убедить себя должны те, кто учит газетному делу (и, конечно, радио и телевизионной специализации).

Я вижу привитие умения работать с главной мыслью материала как первостепенную задачу профессионального журналистского образования сегодня. Кстати, неплохо было бы вспомнить о конспектировании, весьма эффективном, но сейчас забытом методе обучения, с помощью которого прививается умение и навык формулировать и кратко излагать сложные мысли и объемные материалы. Очень полезны регулярные диспуты, полемика, споры - они способствуют развитию самостоятельного и логического мышления.

Задача всего педагогического коллектива - борьба с убогостью речевой практики молодых журналистов (Сиротинина, 2009). Ее решение мне видится в стимулирование регулярного чтения художественной литературы и прежде всего классиков. Для меня представляется важной необходимость постоянно акцентировать внимание студентов на том, что успех литературной стороны их творчества во много зависит от умения пользоваться аллюзиями, крылатыми словами, прибегать к синонимическим рядам, метафорам, тропам, другим изобразительно-выразительным средствам языка. Можно было бы подумать над включением знакомства с родной литературой, вместе со знанием истории нашей страны, в итоговую отчетность перед государственными экзаменами. Неоспоримое значение имеет требование по части чтения дополнительной литературы по всем предметам. Это один из способов обогащения главного инструмента журналиста - языка, на котором он работает. Мы мыслим словами, и чем богаче спектр рабочего языка, тем яснее выражаются мысли. Для воспитания журналистов необходим специальный курс русского языка, который стимулировал бы непрерывное обогащение словаря и постоянную работу над развитием собственного речевого стиля журналиста.

Проблема родного языка и языкового стиля стоит рядом с проблемой

представлений о национальной идентичности, созданием отчетливых и устойчивых представлений о том, что общение на родном языке, наряду с принадлежностью к соответствующей языку культурной среде, составляет идентификатор национальной принадлежности. В настоящее историческом контексте российского государства для журналистов ясность в этом вопросе это не только вопрос профессионализма. Она имеет особое самостоятельное значение.

Это вопрос борьбы с националистическими фобиями, процветающими на невежестве людей, не понимающих, что национальная принадлежность никак не связана с биологической наследственностью. Многие великие представители русской, да и других наций, не были этнически полностью или частично чистыми членами своей нации. Выросши в русской культуре и пользуясь русским языком, русскими считали себя Пушкин, Лермонтов, Карамзин, Даль, Левитан. Французом считается и называет себя французом этнический русский, член Французской Академии (т. е. Академии французской литературы и языка) писатель Анри Труайя. Знаменитый английский актер Питер Устинов - тоже по происхождению русский, а известный классик английской литературы Конрад - чистокровный немец.

Настоящая беда, подстерегающая нас в середине курса - большое число учащихся, на первом-втором курсах, рьяно взявшихся за перо, к третьему курсу охладевают к самостоятельному творчеству, и отнюдь не большинство удается подвигнуть на дополнительные, внеучебные творческие проекты, систематическую работу над самостоятельными разработками тем, совершенствованием мастерства. Вместе с тем, на деле именно таким путем, через привитие постоянного длительного усилия, возможно выработать у студентов компетенции, которые заложены в министерских программах. Никакими лекциями или контрольными этого не добиться, не нужно лукавить. Для этого требуется постоянный курирующий глаз преподавателя, постоянно, изо дня в день работающего над студенческими текстами, чего не предусматривают наши регламенты. Без этого не выработать привычки к непрерывной работе, саморедактированию, инициативному поиску и разработке тем. Представляется, что некий выход из положения - студенческие творческие объединения с руководителем, готовым взять на себя трудоемкую роль рецензента и редактора и вести систематическую работу с десятками авторов. К счастью, такие энтузиасты встречаются.

Сегодня одна из ключевых задач в развитии нашей страны состоит в формировании общероссийской идентичности (Ильинский, 2014). Ни одно многонациональное государство не может считаться крепким, если ее население не скреплено общей идентичностью, переплетением куль-

турных корней и связей. Выходящие в жизнь журналисты просто обязаны, по меньшей мере, понимать эту проблему и ценить ту мультикультурную основу, на которой она строилась веками. Следовало бы вернуть в курсы литературы или хотя бы в списки дополнительного чтения, знакомство с культурой народностей России, их великими эпосами, как это делалось в Советское время.

Сейчас, после распада Советского Союза, стали отчетливо видеть, насколько важно для зарождения чувства общности и единой национальной идентичности вхождение всех культур в единое культурное пространство (см.: Бородай, 2015). Вспомним, как великий дагестанец поэт Расул Гамзатов говорил о том, что если бы он жил не в нашей стране, то остался бы поэтом одного ущелья и его стихи не читали бы повсюду. Наверное, на российских журналистах лежит обязанность не просто участвовать в этом процессе, а быть его двигателем и пропагандистом. Знание культуры народов России и их вклада в общенациональную российскую идентичность, на мой взгляд, обязательное условие успешного выполнения нашей журналистикой своего долга.

Наконец, я вижу важную проблему в преодолении отстраненности большинства студентов-журналистов от современных мировых проблем, слабого интереса к процессам, идущим в сегодняшней Росси, вообще ко всему, что лежит за пределами их повседневных проблем и интересов. Преобладает сосредоточенность на обыденных вопросах, «заземленность» потребностей. Единицы регулярно читают прессу, следят за новостями по телевизору, большее число иногда знакомится с новостями по Интернету. Подчас в этих молодых людях поражает узость кругозора и аморфность представлений об окружающем мире. Обвинить их в отсутствии патриотических чувств нельзя, но эти чувства по преимуществу пассивные, не реализуются в активных действиях, в стремлении что-нибудь сделать. Мало кто из них видит вокруг себя проблемы социального характера, понимает их реальную природу, причинно-следственные связи или просто вдумчиво реагирует на них.

Преподаватели журналистских дисциплин в состоянии обращать внимание на наиболее важные проблемы современности, ставить задачи по самостоятельной разработке материалов этой тематики. Думается, что полезно было бы ввести курс «Современные проблемы мира и России» и включить в него лекции о глобальных политических процессах и важнейших международных проблемах, с которыми сталкивается Россия на международной арене, а также занятия по вопросам социально-политического и экономического развития России.

Журналистское образование не может ограничиваться узкими гуманитарными и профессиональными дисциплинами. Стране нужны жур-

налисты, способные в современных условиях отвечать на ожидания аудитории, задающей все больше вопросов, на которые журналист должны отвечать и пользоваться ее доверием и авторитетом за широту и глубину ответов, которые он дает ей.

Для средств массовой информации и коммуникации, безусловно, важнейшим является их содержание, без которого немыслимы ни осуществление прессой коммуникативной функции, ни амбициозные планы превращения журналистики в "четвертую власть", ни эффективность формирования общественного мнения и управления им, ни доходы медиакорпораций. В журналистике два человека играют ведущую роль: журналист и читатель (слушатель, зритель). Именно от их взаимодействия зависит характер журналистики.

На сегодняшний день, круг тем, которые охватывает журналистика, очень широк: от узконаправленных до глобальных. Глобальные экологическая проблема сегодня заставляет нас всех объединять усилия, делает наш мир взаимозависимым и заставляет все больше внимания уделять проблемам общечеловеческим. В данном случае речь идет о таких проблемах, как здоровье и сохранение здоровья, как развитие новых ресурсов, прежде всего в сфере знаний. Если просмотреть большинство публикаций, которые знакомят с экологией как областью знаний, то трудно провести четкую границу между социальной и естественнонаучной составляющей этой дисциплины - так они взаимосвязаны между собой.

Но очевидно, что все эти публикации определяют круг тем, которые становятся предметом разговора в других публикациях. Одна из них - рациональное использование природных ресурсов. Экология как явствует практически из каждой публикации в прессе - это та область знаний, где второстепенных проблем нет. Массированное загрязняющее воздействие на окружающую среду - это серьезная опасность для жизни человека. Свалки и полигоны захоронения отходов, использование удобрений и ядохимикатов, гарь выхлопов автомобилей, гибнущие деревья, кислотные дожди, озоновые дыры - все это наша реальность. И темы для тех, кто разрабатывает экологическую тематику. Государство срочно изыскивает средства на строительство очистных сооружений, мусороперерабатывающих заводов, на оборудование полигонов захоронения городских отходов по последнему слову техники. Об этом рассказывают многие публикации. Одни знакомят с опытом более богатых стран. Например, в Германии, где сбор мусора - это серьезное дело, требующее ответственности, самостоятельная отрасль хозяйства страны. Другие говорят о том, почему уборка мусора в Беларуси еще не стала востребованным и прибыльным делом. Ведь для получения, скажем, одной тонны ПЭТ-бутылок необходимо 273 тонны нефти и 95 метров кубических природного газа. А ПЭТ-бутылку можно перерабатывать до девяти раз.

Беларусь называют "синеокой" благодаря большому количеству озер. Беларусь называют "легкими Европы" благодаря многочисленным лесам и болотам. Беларусь называют землей "под белыми крылами" - и сейчас рядом с сельской хаткой можно увидеть гнездо аиста. До сих пор Беларусь переживает самую ужасную экологическую катастрофу - Чернобыльскую аварию, которая обернулась национальной трагедией, с последствиями которой еще придется бороться нашим внукам. К сожалению, радиоактивное загрязнение является одной из основных причин ухудшения здоровья не только белорусской нации, но и всей Европы. Модная в советское время "переделка природы" также внесла свой вклад в ухудшение экологической ситуации в Беларуси. Осушение болот не привело к ожидаемым результатам, но уникальная биосфера была нарушена, что сразу же сказалось на экологическом состоянии всей Европы.

В сфере экологической журналистики давно обозначились проблемные темы, которые постоянно занимают ведущие строчки своеобразного рейтинга : энергетика, энерго- и ресурсосбережение; великие реки и леса, опустынивание и обезлесивание; экологически чистая и безопасная продукция; отходы производства и потребления, их переработка; новые нетрадиционные растения и перспективы их использования (генномодифицированные продукты).

Однозначно, что названными темами список не ограничивается. К тому же он подвижен. Но на данный момент именно такие публикации предлагает наша пресса.

Еще одна тема, занимающая свою нишу в средствах массовой информации - криминальная тема. К сожалению, поток публикаций на данную тему не иссякает, скорее, наоборот. Почему криминал занимает такое значительное место в наших газетах? Ответ очень прост: потому что, он в первую очередь, существует в самом обществе. Именно недостатки этого общества - безработица, социальное неравенство, понижение уровня жизни, алкоголизм, наркомания - создают питательную почву преступности, порождают общественную депрессию и наращивают потенциал общественной нестабильности". Может быть, теперь это покажется странным, но было время, когда криминал представлял собой только сводки, не было больших, на целую полосу материалов, как и не было никаких красочных коллажей.

Сейчас ситуация кардинально изменилась. В последнее время появляются журналисты с "узкой специализацией", в том числе и с криминальной. Почти в каждой газете есть корреспонденты, занимающиеся в основном только криминалом. Источниками информации для журналиста, работающего с криминалом, являются пресс-службы ГУВД, МВД, районные, городские. В последнее время наметилась тенденция к исчезновение со страниц газет криминальных сводок и репортажей с места происшествия. Также к криминальным материалам предъявляются некоторые требования со стороны редакторов газет: преступление, описываемое в газете, должно быть особенным - жестоким, кровавым, с какими-нибудь шокирующими подробностями. И самое удручающее в этом то, что такие сюжеты дает сама жизнь, вернее, совершающиеся в ней преступления. Еще одна проблема криминальной тематики - малое количество качественных публикаций. Для создания качественного криминального издания необходим тщательный маркетинг, т.е. нужно изучить рынок сбыта, основной круг читателей, как издание должно выглядеть - обязано ли оно быть цветным, а соответственно и дорогим или же наоборот, не цветным и дешевым. Нужен тщательный подход к созданию и выпуску газеты, особенно с такой тематикой. Ведь не каждый рекламодатель решится поместить свое объявление в криминальное издание.

Современное общество также всерьез обеспокоено эпидемией наркомании, ежегодно уносящей сотни тысяч человеческих жизней. В современной периодике существует ряд тем, к которым журналисты обращаются чаще всего. Журналисты пишут на темы необходимости отказа от наркотиков, наркомания рассматривается как зависимость и болезнь, от которой до конца излечиться практически невозможно. Если раньше считалось, что принимать наркотики - это модно, то в настоящее время упор делается на здоровый образ жизни, в употреблении же наркотиков нет ничего модного, веселого и интересного.

Сельская тема также занимает определенное место среди других не менее важных тем, так как является важнейшей отраслью экономики Беларуси и главной составляющей агропромышленного комплекса страны. В производстве сельскохозяйственной продукции участвуют товаропроизводители различных форм собственности и хозяйствования: сельскохозяйственные предприятия, фермерские (крестьянские) хозяйства, подсобные хозяйства населения, другие формы хозяйствования. Однако и количество убыточных организаций там пока что остается достаточно большим - 10,7% от общего количества работающих предприятий, против 2,3% в целом по экономике республики. Это является практически единственным фактором, влияющим на то, что в настоящее время уровень зарплаты в сельском хозяйстве значительно отстает от среднереспубликанского (315 тыс. белорусских рублей против 614 тыс. в среднем по республике и 1 млн 100 тыс. белорусских рублей в наиболее высокооплачиваемой отрасли республики - нефтеперерабатывающей.) Также не радует и та цифра, что по состоянию на сегодняшний день в общем объеме просроченной задолженности в Белоруссии 23,4% приходится на сельское хозяйство. Современные средства массовой информации (газеты, телевидение) чутко отражают это плачевное состояние агропромышленного комплекса страны.

Таким образом мы рассмотрели лишь некоторые темы из всего многообразия освещаемых сегодня журналистами. Тем, действительно, великое множество и охватить их все не представляется возможным. Однако всех их ообъединяет один критерий - их актуальность. Актуальность - (от позднелат. actualis фактически существующий настоящий, современный), важность, значительность чего либо для настоящего момента, современность, злободневность … (Большой Энциклопедический словарь) То, как данная публикация отзывается на злобу дня в настоящее время и будет говорить о ее актуальности. Однако темы, связанные с каким - либо событием, могут потерять свою актуальность спустя какое-то время, другие, напротив, актуальны всегда, потому как проблемы, связанные с ними, продолжают существовать в обществе. Это, например, безработица, коррупция, проституция, наркомания, алкоголизм, социальное неравенство, преступность и т.д. Однако не все так мрачно. В журналистике поднимаются и другие темы, связанные с позитивными сторонами жизни.