Энергетический паспорт здания кто должен. Энергетический паспорт предприятия

Следует напомнить, что ещё в президентский срок Д. А. Медведева, был принят законопроект, сутью которого являлся вывод страны в максимально возможный уровень энергоэффективности. Отметим, что план заключался в проведении целого ряда процедур. Временные сроки также были обозначены чётко – до 2020 года. В большей степени обеспечение энергоэффективности касается муниципальных предприятий, производственных площадок и других объединений, использующих либо государственные средства для приобретения ресурсов, либо предприятий, тратящих на топливо (энергию в любом виде) более 10 млн. рублей в год.

Энергетический паспорт объекта – это документ, демонстрирующий всю необходимую информацию, касающуюся энергоэффективности. Важно понимать, что выдавать этот документ имеет право лишь представитель соответствующего СРО. Более того, специалисты этого СРО должны действовать в рамках принятой программы.

К таковым можно отнести:

  • органы госвласти;
  • организации, где долей объектов владеет государство;
  • организации, деятельность которых регулируется государством;
  • организации, занятые производством, транспортировкой или накоплением нефти, газа, угля, нефтепродуктов и т.д.

В случае, если Ваше предприятие не относится к вышеозначенному перечню никоим образом, располагать энергетическим паспортом не требуется (по закону).

Однако, в достижении сокращения трат на энергоресурсы, получение вышеозначенного документа имеет вполне определенный смысл.

В паспорте указывается не только потребление конкретных ресурсов предприятием. По своей сути, энергетический паспорт относится не к зданию, а к юридическому лицу в целом.

В нём отражены все приборы, использующиеся на данный момент для учёта потребляемых ресурсов, фактический объём потребленных ресурсов за отчётный период, энергоэффективность (актуальные показатели), величина потерь, комплекс мер, позволяющий добиться большей энергоэффективности.

Паспорт получается предприятием один раз и действует в течение 5 лет. Далее он должен быть обновлён. Важно понимать, что при внесении кардинальных изменений в энергосистему объекта, они немедленно должны быть отражены в энергетическом паспорте.

Из видео Вы узнаете, кто осуществляет энергетическое обследование и составляет паспорт объекта на основании полученных данных:

Энергетический паспорт предприятия - это документ, в котором отражаются результаты энергетического обследования предприятия, которое в свою очередь выявляет в каком состоянии находится энергетическое хозяйство предприятия и всех принадлежащих ему объектов. Приказ Минэнерго России № 400 от 30.06.2014 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования и его результатам и правил направления копий энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования» () утверждает как все требования по проведению энергоаудита, так и саму форму энергопаспорта (образец смотрите ниже).

Зачем предприятию нужен энергетический паспорт?

Любое предприятие, потребляющее энергетические ресурсы на сумму более 50 миллионов рублей в год должно провести энергетическое обследование всего своего юридического лица (т.е. всех объектов ему принадлежащих) и по результатам этого обследования получить энергетический паспорт. Но тут есть одно "НО". Если это государственное, бюджетное или муниципальное предприятие, то, не зависимо от объемов потребляемых ресурсов, для него должен быть заказан либо энергопаспорт либо энергодекларация.

Какая информация должна быть отражена в энергетическом паспорте

  1. Общие сведения о предприятии, его продукции и предоставляемых услугах;
    1. Реквизиты, в т.ч. и банковские,
    2. фактический и юридический адреса,
    3. ФИО руководителя и ответственного за энергетическое хозяйство предприятия.
  2. Данные по наличию счетчиков воды, электроэнергии, газа, тепла, топлива;
    1. все вводы энергии оборудованные и не оборудованные счетчиками,
    2. марка и класс точности каждого из счетчиков,
    3. когда проводилась последняя поверка приборов учета и дата следующей,
    4. рекомендации по повышению эффективности систему учета энергии.
  3. Данные по использованию всех энергоресурсов за последние 5 лет;
    1. по теплоэнергии:
      1. на отопление,
      2. на горячее водоснабжение,
      3. на технологические линии производства.
    2. по электроэнергии:
      1. на освещение,
      2. на технологические нужды,
      3. на передачу сторонним потребителям,
      4. потери.
    3. при наличии других энергоресурсов все делается по аналогии.
  4. Информация обо всем оборудовании, которое используют энергии любого типа;
  5. Информация по всем зданиям и сооружениям, принадлежащим данному юр.лицу;
  6. Если предприятие занимается как производством энергоресурсов так и их передачей, то в энергопаспорт должна быть включена информация по данной деятельности;
  7. Информация по энергоэффективности, оценка вероятной экономии энергоресурсов;
    1. Пример по энергоэффективности:
      1. потребление электроэнергии на каждого сотрудника организации,
      2. потребление теплоэнергии на один квадратный метр площади,
      3. потребление энергоресурсов на каждое готовое изделие (если это производственное предприятие),
      4. потребление энергоресурсов на каждый технологический комплекс и процесс.
  8. Мероприятия, которые нужно провести для экономии энергетических ресурсов и по повышению общей энергоэффективности;
  9. Список ответственных лиц за энергетическое хозяйство на предприятии.

Если говорить о мероприятиях по энергосбережению, то они рассчитываются сроком на 5 лет. Окупаемость, затраты и срок реализации указывается для каждого из них. Также они разделяются как по видам энергии (электроэнергия, теплоэнергия), так и по видам ресурсов (газ, жидкое топливо, твердое топливо (уголь), вода). Все эти мероприятия по затратам на их реализацию делят на три типа: малозатратное, среднезатратное и крупнозатратное.

Ответственность за отсутствие энергетического паспорта у предприятия

В случае отсутствия энергетического паспорта у предприятия ответственность несут как должностные лица так и само юридическое лицо. Сумма штрафа составляет от 50 до 250 тыс. рублей. И штрафы придется платить до тех пор пока энергопаспорт не будет сделан. После первой проверке, выявившей это нарушение налагается первый штраф в сумме 50 тыс.руб. на юридическое лицо и 10 тыс.руб. на должностное лицо, ответственное за энергетическое хозяйство предприятия. Так же выписывается предписание устранить нарушение в течение 3-х месяцев. По истечению этого срока если энергопаспорт не был сделан накладывается более высокий штраф от 100 до 250 тыс. руб. и на должностных лиц до 15 тыс. руб. А если учесть тот факт, что, составление энергетического паспорта обойдется предприятию всего в 20 - 50 тыс. рублей (в зависимости от размеров самого предприятия), то даже первый штраф не стоит того, чтобы его ждать и надеяться, что пронесет в этот раз.

Более подробно про штрафы в зависимости от типа предприятия:

  • Статья 9.16, пункт 8, ФЗ №261 - непредоставление результатов энергетического обследования
    • 10 тысяч до 15 тысяч рублей;
    • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 10 тысяч до 15 тысяч рублей;
    • на юридических лиц - от 50 тысяч до 250 тысяч рублей.
  • Статья 9.16, пункт 8, ФЗ №261 - непредоставление копии энергопаспорта
    • на должностных лиц в размере 5 тысяч рублей;
    • на юридических лиц - 10 тысяч рублей.
  • Сатья 9.16, пункт 9, ФЗ №261 - нарушение для государственного или муниципального предприятия
    • на должностных лиц в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей;
    • на юридических лиц - от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.

Разработка и составление энергопаспорта

Энергетический паспорт должен составляться на всё предприятие в целом, т.е. включая все его активы и здесь не важно частная это организация или государственная. Отдельно на котельную, на другие производственные комплексы, потребляющие энергоресурсы, энергопаспорт не составляется, если эти объекты не являются отдельным юр.лицом.

Объекты, которые должны быть включены в энергетический паспорт любого предприятия, подходящего под обязательные требования по его составлению:

  • здания и сооружения;
  • производственное оборудование;
  • филиалы предприятия;
  • обособленные подразделения;
  • системы передачи энергоресурсов такие как трубопроводы и ;
  • котельные;
  • электрические подстанции;
  • автопарки;
  • и т.п.

Исключение составляют здания и сооружения, которые вводятся в эксплуатацию. Для таких объектов составляется отдельный энергопаспорт.

Кто должен это делать

Проведением энергоаудита могут заниматься только СРО организации. Самостоятельно такие работы проводить нельзя. Заключается договор и специалисты собирают данные по энергопотреблению и всю сопутствующую информацию. После проведения всех необходимых исследований составляется и энергетический паспорт. После этого проводится экспертиза и паспорт регистрируется в СРО и в Минэнерго РФ. И только после этого энергетический паспорт предприятия считается официальным документом, который предъявляется по требованию контролирующих органов таких как Ростехнадзор.

Срок действия энергетического паспорта

Энергетический паспорт выдается предприятию на 5 лет

Утвержденный бланк энергетического паспорта предприятия содержит 34 приложения, которые описывают все возможные варианты и большинство организация используют лишь малую часть из них. К примеру, приложение с 14 по 19 предназначены для организаций, работающих в сфере транспортировки энергоресурсов (таких как теплосети).

Согласно ч.1 ст.198 ЖК РФ, сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе ГИС ЖКХ. Среди прочих данных, управляющая организация размещает, в том числе, сведения об энергоэффективности и данные из энергетического паспорта МКД. Но как быть, если энергетический паспорт на МКД никогда не оформлялся и собственники отказываются финансировать его составление из средств, собранных на содержание и ремонт? Попытаемся разобраться в этом вопросе.

Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон 261-ФЗ), энергетическое обследование может проводиться в отношении зданий, строений, сооружений, энергопотребляющего оборудования , объектов электроэнергетики, источников тепловой энергии, тепловых сетей, систем централизованного теплоснабжения, централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, иных объектов системы коммунальной инфраструктуры, технологических процессов, а также в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей .

Согласно п.18 Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных, Приказом Минстроя России от 06.06.2016 № 399/пр, класс энергетической эффективности многоквартирного дома включается в энергетический паспорт многоквартирного дома.

Как указано в «ГОСТ 31427-2010 Здания жилые и общественные. Состав показателей энергетической эффективности» от 19.04.2011 г., энергетический паспорт - это документ, содержащий геометрические, энергетические и теплотехнические характеристики зданий и проектов зданий, их ограждающих конструкций и устанавливающий соответствие их требованиям нормативных документов.

Следовательно, энергетический паспорт предназначен для подтверждения соответствия теплотехнических показателей и показателей энергетической эффективности здания нормативным требованиям.

Как указано в Письме Минстроя РФ, РФ от 29.11.2016 №40222-АЧ/04: «В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона № 261-ФЗ класс энергетической эффективности многоквартирного дома, построенного, реконструированного или прошедшего капитальный ремонт и вводимого в эксплуатацию, а также подлежащего государственному строительному надзору, определяется органом государственного строительного надзора в соответствии с утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилами определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации. Класс энергетической эффективности вводимого в эксплуатацию многоквартирного дома указывается в заключении органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, прошедшего капитальный ремонт многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности. Аналогичное положение установлено пунктом 3 Требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. № 18. Исходя из системного толкования содержания вышеуказанных положений законодательства следует, что обязательность установления класса энергетической эффективности для многоквартирного дома возникает только после вступления в силу Федерального закона № 261-ФЗ и в тех случаях, когда по своему характеру работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении данного дома являются предметом государственного строительного надзора. Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона № 261-ФЗ при осуществлении государственного жилищного надзора за соответствием многоквартирного дома, которому при вводе в эксплуатацию присвоен класс энергетической эффективности, требованиям энергетической эффективности в процессе эксплуатации многоквартирного дома орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление указанного надзора при проведении проверки соблюдения правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определяет класс энергетической эффективности многоквартирного дома, исходя из текущих значений показателей, используемых для установления соответствия многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности, и иной информации о многоквартирном доме. Таким образом, в ситуации, описанной в части 3 статьи 12 Федерального закона № 261-ФЗ, определение класса энергетической эффективности многоквартирного дома также является обязательным. В иных случаях установление класса энергетической эффективности многоквартирного дома осуществляется по решению собственников (собственника) помещений в многоквартирном доме по результатам энергетического обследования, но при этом соблюдение положений Правил в части процедуры присвоения класса является обязательным».

Энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования многоквартирного дома, подлежит передаче лицом, его составившим, собственникам помещений в многоквартирном доме или лицу, ответственному за содержание многоквартирного дома (ч.6 ст.15 Закона 261-ФЗ).

В соответствии с ч.4 ст.11 Закона 261-ФЗ, требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений подлежат пересмотру не реже чем один раз в пять лет в целях повышения энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.

Следует учитывать что согласно ч.5 ст.11 Закона 26-ФЗ на здания и сооружения не распространяются сведения энергоэффективности (т.е. нет необходимости оформлять энергетический паспорт: если МКД в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры).

Кроме того, согласно ч.1 ст.48 Закона 26-ФЗ, требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом, не применяются к следующим зданиям, строениям, сооружениям вплоть до осуществления их реконструкции или капитального ремонта:

    здания, строения, сооружения, введенные в эксплуатацию до вступления в силу таких требований ;

    здания, строения, сооружения, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной документацией , утвержденной или направленной на государственную экспертизу до вступления в силу таких требований;

    здания, строения, сооружения, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе, и заявление о выдаче разрешения на строительство, которое подано до вступления в силу таких требований.

16 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 19.07.2018 №221-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому отменяется обязательное энергетическое обследование (проведение энергоаудита) и обязательная разработка энергетического паспорта.

С 16 января 2019 года Федеральным законом от 19.07.2018 № 221-ФЗ в часть 5.1 статьи 15 Закона 261-ФЗ, внесены изменения, согласно которым энергетическое обследование проводится в добровольном порядке.

Таким образом, если энергетический паспорт МКД отсутствует, то оформлять его в обязательном порядке необходимо только в случае если на общем собрании собственников помещений принято соответствующее решение. Как правило, добровольное энергетическое обследование дома и оформление энергетического паспорта проводится в рамках проведения мероприятий по повышению энергоэффективности МКД.

Соответственно, если энергопаспорт МКД не получен, то и сведения о нем в ГИС ЖКХ вносить не нужно. Отсутствие такой информации не будет являться нарушением лицензионных требований.

Компания «Бурмистр.ру» разработала уникальную CRM-систему для управляющих организаций и ТСЖ, позволяющая автоматизировать работу аварийно-диспетчерской службы, клиентского отдела, бухгалтерии, а также работу со злостными неплательщиками. Вся необходимая информация по .

Отметим, что в есть возможность создать декларацию энергоэффективности домов. Отметим, что по тем многоквартирным домам, по которым ранее был присвоен класс энергоэффективности, декларацию необходимо обновлять раз в пять лет!

Декларация сделана в полном соответствии с приказом Минстроя от 6 июня 2016 г. №399, так что можете смело пользоваться. Сколько стоит? Все также: до 2 рублей с лицевого счета, то есть в рамках CRM-системы бесплатно!

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем или же воспользуйтесь формой ниже.